Загадочные выборы: чего ждать от президентской кампании в США в 2024 году

21:38, 30 Июл, 2023
Владислав Висл
Источник фото: domstrousam.ru

Осталось чуть больше года до президентских выборов в США, и на данный момент исход праймериз кажется практически предрешенным: демократы, скорее всего, выдвинут Джо Байдена, а республиканцы вернут в борьбу Дональда Трампа. Однако такая перспектива может привести к усталости и разочарованию от бесконечных политических противостояний между этими двумя лидерами. Именно в этот момент появляется возможность для выдвижения третьего кандидата, представляющего более умеренную платформу, и политическая группа No Labels уже начала сбор средств на подобную кампанию, — сообщают журналисты pronedra.ru.

На выборах президента в США в 2024 году может появиться третий кандидат

В американской политике всегда преобладали две основные партии. Независимо от того, как меняется их идеология или происходит разделение, на выборах всегда участвуют именно две партии. Вначале это были Федералистская партия и Демократическо-республиканская партия, но затем первая утратила поддержку, а вторая стала Республиканской партией, которая сегодня, вместе с Демократической партией, является главными игроками в американской политике.

Двухпартийная система складывается из-за особенностей выборной системы. За исключением президентских выборов, все другие голосования в США проводятся по простому большинству голосов. Это означает, что политикам выгодно присоединиться к одной из двух основных партий, и у избирателей нет смысла голосовать за альтернативных кандидатов. Такой эффект известен в политологии как закон Дюверже.

Несмотря на это, существование других партий в США не запрещено, и на каждых выборах представлены кандидаты от десятков других партий и объединений. Обычно эти кандидаты получают небольшую поддержку избирателей, но изредка парламентские выборы приводят к избранию представителей, например, партии гринбекеров, популистов, социалистов или прогрессистов. Однако почти всегда эти кандидаты не могут повторно выиграть или присоединяются к одной из двух главных партий. Время от времени в конгресс попадают также независимые политики, как, например, Берни Сандерс, демократический социалист из Вермонта, который сейчас является одним из двух независимых сенаторов.

Президентские выборы в США проводятся по двухступенчатой системе: президента выбирает коллегия выборщиков, которая состоит из 538 человек и распределяется между штатами пропорционально населению. Каждый выборщик обязан голосовать за того кандидата, который победил в его штате. Для победы кандидату необходимо получить больше половины голосов выборщиков. Такая система также способствует конкуренции между двумя основными партиями и защищает выборы от возможных фальсификаций.

За всю историю только один раз с момента введения нынешних правил коллегия выборщиков не смогла избрать президента: это произошло в 1824 году, когда в выборах участвовали четыре кандидата, и каждый из них победил в нескольких штатах. Тогда президента выбрала нижняя палата конгресса. В последующие годы кандидаты от «третьих партий» не мешали выборщикам избрать президента, но некоторые из них создавали сложные ситуации. Например, в 1860 году, перед Гражданской войной, четыре кандидата выиграли по одному штату, и Авраам Линкольн получил всего 39,8% голосов, но стал президентом, так как набрал большинство выборщиков.

С тех пор самым успешным третьим кандидатом стал бизнесмен Росс Перо, который в 1992 году получил около 20% голосов избирателей. Несмотря на это, он не смог победить ни в одном из штатов и не получил ни одного голоса от коллегии выборщиков. На протяжении долгих лет в американской политике ходили слухи о том, что Перо помешал переизбранию республиканца Джорджа Буша-старшего, но на самом деле его присутствие на выборах равномерно разделило голоса между ним и демократом Биллом Клинтоном, который в итоге победил.

После 1992 года все третьи кандидаты стали скорее «спойлерами». В 2000 году демократ Ал Гор получил большинство голосов избирателей, но проиграл в коллегии выборщиков из-за небольшого отставания в 537 голосов во Флориде; на тех выборах кандидат от Партии зеленых Ральф Нейдер получил три миллиона голосов, в том числе около 100 тысяч во Флориде, и его советник открыто заявил о стремлении навредить демократам. Тогда президентом стал Джордж Буш-младший.

Похожая ситуация повторилась на выборах 2016 года, когда большинство избирателей поддержали демократку Хиллари Клинтон, но республиканец Дональд Трамп победил в коллегии выборщиков. И снова Партия зеленых оказалась в центре внимания: кандидат от этой партии, Джилл Стайн, набрала полтора миллиона голосов, которых, вероятно, хватило бы Клинтон для победы.

Есть ли у кандидата реальные шансы?

Джо Байден и Дональд Трамп не пользуются большой популярностью среди всего населения США, однако они оба имеют высокую поддержку в пределах своих партий – около 80% однопартийцев. Из-за этого они считаются главными фаворитами на предстоящих праймериз к выборам 2024 года. Тем не менее, создаются условия для возможной появления третьего кандидата. Очевидно, что заметные альтернативы как с левой, так и с правой стороны от них будут представлены, но наиболее масштабную кампанию запускают центристы.

Группа «No Labels» уже собрала 70 миллионов долларов на потенциальную президентскую кампанию. Эта сумма сравнима с бюджетами сторонников системных политиков, однако No Labels в основном получает финансирование от представителей крупного бизнеса, в отличие от других кандидатов, которые чаще полагаются на пожертвования обычных граждан. Группа уже получила возможность зарегистрировать своего кандидата в нескольких штатах, включая Аризону, Колорадо, Аляску и Орегон, и продолжает сбор подписей в других штатах. Кроме того, во Флориде и других регионах они активно создают партийные отделения.

Косвенные данные опросов указывают на потенциальный спрос избирателей на центристских политиков. Опрос Gallup показал, что 56% опрошенных хотели бы видеть наличие третьей влиятельной партии, а опрос NBC News выявил, что 60% и 70% респондентов выступили против выдвижения Трампа и Байдена соответственно, каждый из них по разным причинам. Тем не менее, оценки говорят о том, что доля умеренных независимых избирателей среди электората не превышает 5%. Даже опрос, заказанный самой No Labels, сравнивавший уже известных избирателям Байдена и Трампа с абстрактным центристом, показал, что центрист занимает третье место с большим отставанием. Однако исследователи считают, что многие независимые избиратели делают свой выбор на последних этапах выборов между демократами и республиканцами.

Третий кандидат, скорее всего, не сможет выиграть соревнование у Байдена и Трампа, но его присутствие может повлиять на результаты выборов. Конгрессмены-демократы, входящие в Problem Solvers Caucus, заявили, что поддержат Байдена на предстоящих выборах, и называют кандидата от No Labels спойлером, который может помочь Трампу одержать победу. Даже Белый дом считает центриста угрозой и даже ведет переговоры с антитрамповскими республиканцами в попытке предотвратить выдвижение умеренного кандидата. В No Labels отвергают эти обвинения, утверждая, что центрист сможет отнять голоса у обеих партий и, возможно, даже одержать победу. По их данным, для этого ему потребуется набрать 37% голосов.

Ждать ли кого-то еще?

Даже если No Labels откажутся от идеи выдвинуть своего кандидата, Трамп и Байден не будут единственными участниками в гонке за президентский пост в 2024 году. Как и на каждых выборах, сотни малоизвестных политиков или пранкеров подают свои заявки на участие, хотя практически все из них не смогут квалифицироваться для попадания в бюллетени большинства штатов. На данный момент это уже имеет место быть.

Один из самых заметных из таких кандидатов — активист и философ Корнел Уэст, который позиционирует себя, как христианский социалист. Он стал кандидатом от левой Народной партии, и планирует получить поддержку также от Партии зеленых, а выдвигавшаяся в 2016 году Джилл Стайн уже помогает ему вести кампанию. Демократы считают Уэста еще одним спойлером, который может отнять голоса у Байдена.

Источник фото: sreda24.ru

Кроме того, на выборы могут выйти и политики, которые проиграют на праймериз. Среди демократов таким кандидатом может стать Роберт Кеннеди-младший, известный антивакцинатор. Некоторое время назад около 20% демократов заявляли социологам, что могут проголосовать за него на праймериз из-за его известной фамилии. Однако после череды скандалов его рейтинг у демократов упал, зато он стал пользоваться популярностью среди многих республиканцев. Его штаб уже собрал шесть с половиной миллионов долларов, преимущественно от консервативных сторонников.

Также возможно, что некоторые из республиканцев, участвующих в настоящее время в праймериз, выдвинутся независимо в случае победы Трампа. Аппарат партии требует от всех участников дебатов — которые состоятся 23 августа — обязательства поддержать победителя, однако пока ни Трамп, ни многие из его конкурентов не подписали такого документа.

Впрочем, если Трамп победит на праймериз, возможно выдвинутся также и те республиканцы, которые намерены целенаправленно навредить его кампании. Одним из потенциальных спойлеров часто называют бывшую конгрессвумен Лиз Чейни, которая была лишена своего поста во фракции и затем исключена из партии после того, как она приняла участие в расследовании штурма Капитолия 6 января 2021 года. Сама Чейни не исключает возможности своего выдвижения и заявляет, что считает необходимым предотвратить возвращение Трампа в Белый дом.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *