Как будут учиться школьники с 1 сентября 2020 года в России — очно или дистанционно?

06:03, 22 Июл, 2020
Анна Федорова

В Роспотребнадзоре опубликовали перечень требований к режиму работы образовательных организаций в наступающем учебном году. Целью государственной организации является разобщение потока учащихся, чтобы минимизировать их контакты между собой.

Как будут учиться школьники с 1 сентября 2020 года в России

Достаточно ознакомиться с перечнем требований, чтобы понять, как государство относится к ситуации с коронавирусом. Теперь становится ясно, как сильно COVID-19 повлияет на жизнь учащихся. Роспотребнадзор озвучил ряд требований к ученикам, их родителям и процессу работы в общеобразовательных учреждений. Кому-то подобный подход может показаться слишком жестким, но сегодня важно всем понять серьезность заболевания. Лучше во всеоружии подойти к самым пессимистическим сценариям распространения инфекции, чтобы уже спустя две недели после начала учебного процесса не навлечь на себя резкий скачок заболеваемости.

Основные требования Роспотребнадзора к организации образовательного процесса

  • Каждый учебный класс будет учиться в соответствии с собственным расписанием.
  • Время начала обучения, а также периоды перемен будут отличаться у каждого класса.
  • В течение года классы не меняются.
  • В одном классе обучаются до 15 учеников.

В случае каждого класса индивидуально будет продуман режим работы. Для каждого класса будет установлено собственное время начала занятий, чтобы разобщить классы или группы. Об этом официально говорят в ведомстве. Каждому классу предоставят кабинет, в котором он будет изучать практически все предметы образовательной программы кроме тех, которые требуют использования специального оборудования или техники. На переменах общение между учащимися будет исключено, а состав классов сократят до 15 человек. Отменяются группы продленного дня и все виды массовых мероприятий. Дирекция обязана максимально часто организовывать выход детей на улицу. Все школьники, преподавательский и технический персонал перед началом занятий будут проходить через температурный скрининг.

К чему готовиться 1 сентября школьникам и их родителям?

Выполнение всего перечня Роспотребнадзора будет непростой задачей, но большая часть школ страны наверняка их осилит.

  • В первую очередь, изменения коснутся изменений в расписании занятий. Классы будут приступать к учебе в разное время, чтобы сократить очереди у гардероба. Многие школы перейдут на несколько смен работы, среди которых старшеклассники будут обучаться в третью смену.
  • Классы разбиваются на группы не более чем по 15 человек. Это вызовет дополнительную нагрузку на учителей, с которой и раньше были проблемы. Возможно, частично ее удастся сократить за счет дополнительного дистанционного обучения. Это снизит нагрузку на преподавателей и физически разгрузит общеобразовательные учреждения.
  • Во многих школах введут 6-дневный режим обучения. Это позволит рассадить всех по отдельным классам. Реализация плана вновь требует расширения штата учителей.
  • Если учебный процесс не будет организован в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, детей переведут на дистанционный режим обучения, пока полноценно внедрят все требуемые инновации.

Таким образом, школьникам придется вступать в новый, совершенно непривычный образовательный процесс. И в этот раз он точно не начнется с «первого звонка», ведь праздничные мероприятия отменили.

Цифровизация системы образования

С начала сентября будет проведен эксперимент, в рамках которого будет использована целевая модель цифровой образовательной среды, которую в сокращенном виде называют ЦОС. Еще в конце июня Министерство просвещения распорядилось провести анализ частичного перехода на дистанционный режим работы. По сути, ЦОС является составляющей передовых мировых образовательных систем, который используют возможности высокоскоростного Интернета в рамках школ. Общеобразовательным учреждениям выделяют соответствующую технику и сервисы, повышающие интерактивность образовательного процесса, но не заменяющие классические способы подачи материала.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отмечает, что речь идет не о полной замене очного вида обучения дистанционным. Напротив, прежние методы будут дополнены цифровыми программами, которые включают материалы Российской электронной школы. При этом будут задействованы зарекомендовавшие себя методики от лучших преподавателей России. Планируется провести эксперимент в Пермском и Алтайском краях, Ямало-Ненецком автономном округе, а также 13 областях страны, среди которых и Московская область. В этих субъектах уже проводятся все необходимые подготовительные процессы.

Согласно распоряжению Минпросвещения, датой завершения эксперимента числится 2022 год. В итоге планируется достичь амбициозной цели — предоставить всем школьникам России равные условия в получении качественного образования вне зависимости от их места проживания. Для этого ученикам и педагогам предоставят доступ к платформе ЦОС. Потребуется проведение высокоскоростного Интернета для занятий, чтобы добиться эффективной работы с образовательными сервисами и сайтами. Даже дети, которые по субъективным причинам не смогут посещать занятия, смогут быть на связи с одноклассниками и преподавателями, быть на уроке в удаленном режиме. Эксперимент поможет реализовать ряд государственных программ и информационных систем, интегрированных в платформу ЦОС. Планируется использовать практику видеотрансляции уроков для лучшего усвоения программы. Наработки педагогов упростят им жизнь в дальнейшем — автоматизация ряда школьных процессов избавит от ряда отчетов и других бюрократических процедур.

Депутат Олег Смолин поддержал идею диджитализации образовательного процесса, массового внедрения современных технологий. Правда, он считает, что использование ЦОС должно соответствовать возрасту и уровню развития детей. По его мнению, в начальной школе процент подачи должен быть минимальным, тогда как в старших классах его можно расширять. Применения информационных технологий должно не заменить, а упростить труд преподавателя. Вторит своему коллеге и Татьяна Серебрякова. По ее мнению, применение дистанционного формата обучения не способно заменить непосредственную работу учителя в школе.

Удаленная форма сотрудничества между учеником и учителем должна стать лишь одной из используемых технологий. По мнению Олега Смолина, Интернет очень важен, но необходимо продумать механизмы его внедрения. Ведь при неправильном подходе глобальная Сеть может оказаться не такой безопасной и полезной, как кажется в теории. Электронные учебники также стоит воспринимать, как дополнение, а не в качестве замены обычным. Виртуальный и реальный учебные процессы должны существовать в гармонии.

Дистанционное обучение не заменит традиционного обучения

В Министерстве просвещения поторопились успокоить детей, их родителей и учителей. С 1 сентября начнется учебный процесс в школах, и кроме привычного формата работы, будут использоваться цифровые программы. Сегодня ряд интернет-платформ содержат массу полезной информации, способной помочь ученикам и их педагогам в процессе обучения. Зарекомендовала себя та же Российская электронная школа. Сложно найти аргументацию против применения материалов, наработанных лучшими учителями страны. Рано или поздно все равно придется насыщать образовательный процесс информационными технологиями. Для школ подобный опыт будет полезным. Но для реализации амбициозных планов необходимо современное оборудование. По этой причине проведение эксперимента принесет школам только плюсы. Но не стоит путать применения современным методов с тотальным переходом на дистанционную форму обучения.

Очная форма обучения является наиболее эффективной, и это доказано десятилетиями. Поэтому полностью заменить ее дистанционной работой — это преступление. Но важно использовать преимущества информационных технологий, которые помогут улучшить образовательный процесс. На данный момент важно сделать все, чтобы применение современных методов не приносило дискомфорта преподавателям, ученикам и их родителям.

Внедрение современного компьютерного оборудования — это лишь первый шаг. Его применение поможет научиться работать в новом формате, но на это потребуется немало времени. Но и практика сотрудничества в удаленном режиме также важна. По словам Министра просвещения, в будущем дистанционные платформы могут потребоваться, как минимум, чтобы обеспечить своевременное получение материала для детей, которые будут находиться дома по причине болезни. Даже полная победа над коронавирусом на исключает сезонные простудные заболевания, ставшие для нас привычными. Практически каждый ребенок сейчас проводит какое-то время дома, пребывая на амбулаторном лечении. Важно, чтобы такие школьники не отставали по школьной программе.

Не стоит переживать, если школа включена в экспериментальную программу. На самом деле, многие ее аспекты уже давно используются образовательной системой. Современные педагоги применяют элементы ЦОС для более эффективной подачи материала. Речь идет об электронных журналах и дневниках. Даже самостоятельно ученики часто пользовались видеоконференциями и онлайн-лекциями. Кроме этого, нельзя забывать об электронных учебниках и других зарекомендовавших себя учебных инструментах.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *