50 лет триумфа «Каиссы»: как советский искусственный интеллект обыграл Запад
Август 1974 года. Стокгольм. Впервые в истории проходят соревнования не людей, а компьютерных программ — чемпионат мира по шахматам. Основное внимание было приковано к американской программе Chess 4, которая считалась фаворитом. Однако сенсацией турнира стала советская разработка «Каисса», созданная как научный эксперимент в Институте проблем управления АН СССР. Эта победа продемонстрировала превосходство советской научной школы над западным прагматизмом и заложила основы для дальнейшего развития искусственного интеллекта.
Рождение «Каиссы» — от идеи до триумфа
История советского триумфа начинается в 1960-е годы в стенах Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ). Это было время, когда наука в СССР переживала подъем: первые шаги в космосе, открытия в физике и активное развитие информатики. В этом контексте кибернетика, ранее считавшаяся враждебной идеологией, обрела научное признание. Под руководством академика Алиханова группа математиков получила возможность исследовать потенциал ЭВМ (электронно-вычислительных машин) в области, которую сегодня называют искусственным интеллектом, а тогда — эвристическим программированием.
Математическую лабораторию ИТЭФ возглавил Александр Кронрод, выдающийся ученый и фронтовик, который видел будущее науки в вычислительных машинах. Кронрод создал уникальный семинар, на котором молодые выпускники университетов, такие как Владимир Арлазаров, писали программы для различных игр. Вскоре стало понятно, что шахматы предоставляют идеальные условия для проверки и сравнения алгоритмов, что делает их перспективным направлением научных исследований.
Первый международный успех
В 1967 году советские программисты получили возможность испытать свои разработки на международной арене. Между программами ИТЭФ и Стэнфордского университета, созданной знаменитым Джоном Маккарти, был организован матч по шахматам. Этот поединок стал не только соревнованием двух команд, но и символическим противостоянием научных школ двух сверхдержав.
Матч, проведенный с использованием телеграфной связи, растянулся на год. Ходы передавались по одному в неделю, а вычисления велись на медленной машине М-20, доступной только в ночное время. Тем не менее результат оказался убедительным: советская программа выиграла со счетом 3:1.
Создание «Каиссы»
Победа над американцами позволила советским математикам получить поддержку для дальнейших исследований. В 1968 году группа ученых переехала в Институт проблем управления АН СССР, где была разработана «Каисса» — шахматная программа, названная в честь древнегреческой богини шахмат. Над её созданием трудились не только Владимир Арлазаров, но и такие выдающиеся ученые, как Георгий Адельсон-Вельский и Михаил Донской.
Что примечательно, большинство разработчиков программы не были профессиональными шахматистами. Исключение составлял лишь Александр Битман, мастер спорта по шахматам. Однако отсутствие глубокого знания шахматной теории у большинства команды компенсировалось их талантом в области программирования. Важнейшим достижением стало создание алгоритмов, позволивших «Каиссе» эффективно обрабатывать шахматные позиции и принимать решения. Программа научилась анализировать не только свои ходы, но и действия соперника, что обеспечивало ей значительное преимущество.
Триумф в Стокгольме
Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ в 1974 году стал кульминацией многолетних усилий советских ученых. На турнире в Стокгольме соревновались 13 программ из восьми стран. Ввиду гигантских размеров и массы компьютеров того времени в Швецию прибыли не сами машины, а операторы, передававшие и принимавшие ходы по телефону.
Советский Союз на чемпионате представлял Михаил Донской, который в Москве находился на связи с Арлазаровым и другими коллегами. Благодаря продуманным алгоритмам и оптимальной стратегии «Каисса» одержала четыре победы и стала первым в мире чемпионом среди шахматных программ, обойдя своих соперников, включая Chess 4. В товарищеской партии с последней после турнира была зафиксирована ничья.
Наследие «Каиссы»
Победа «Каиссы» стала значительным событием для всего советского научного сообщества, несмотря на то, что турниру не придавалось политическое значение. Впоследствии интерес к шахматным программам в СССР стал угасать, что отчасти связано с тем, что такие соревнования превратились в коммерческие мероприятия. Тем не менее алгоритмы «Каиссы» до сих пор находят применение в современных технологиях, включая системы искусственного интеллекта, беспилотный транспорт и системы безопасности.
50 лет спустя можно с уверенностью сказать, что триумф «Каиссы» не только закрепил за СССР статус одного из лидеров в области искусственного интеллекта, но и показал, что страсть к науке и желание познавать новое могут стать ключом к успеху даже в самых непростых условиях.