50 лет триумфа «Каиссы»: как советский искусственный интеллект обыграл Запад

22:14, 08 Авг, 2024
Ирина Валькова
проект Каисса
Источник фото Спорт-Экспресс

Август 1974 года. Стокгольм. Впервые в истории проходят соревнования не людей, а компьютерных программ — чемпионат мира по шахматам. Основное внимание было приковано к американской программе Chess 4, которая считалась фаворитом. Однако сенсацией турнира стала советская разработка «Каисса», созданная как научный эксперимент в Институте проблем управления АН СССР. Эта победа продемонстрировала превосходство советской научной школы над западным прагматизмом и заложила основы для дальнейшего развития искусственного интеллекта.

Рождение «Каиссы» — от идеи до триумфа

Источник фото Техинсайдер

История советского триумфа начинается в 1960-е годы в стенах Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ). Это было время, когда наука в СССР переживала подъем: первые шаги в космосе, открытия в физике и активное развитие информатики. В этом контексте кибернетика, ранее считавшаяся враждебной идеологией, обрела научное признание. Под руководством академика Алиханова группа математиков получила возможность исследовать потенциал ЭВМ (электронно-вычислительных машин) в области, которую сегодня называют искусственным интеллектом, а тогда — эвристическим программированием.

Математическую лабораторию ИТЭФ возглавил Александр Кронрод, выдающийся ученый и фронтовик, который видел будущее науки в вычислительных машинах. Кронрод создал уникальный семинар, на котором молодые выпускники университетов, такие как Владимир Арлазаров, писали программы для различных игр. Вскоре стало понятно, что шахматы предоставляют идеальные условия для проверки и сравнения алгоритмов, что делает их перспективным направлением научных исследований.

Первый международный успех

Источник фото Хабр

В 1967 году советские программисты получили возможность испытать свои разработки на международной арене. Между программами ИТЭФ и Стэнфордского университета, созданной знаменитым Джоном Маккарти, был организован матч по шахматам. Этот поединок стал не только соревнованием двух команд, но и символическим противостоянием научных школ двух сверхдержав.

Матч, проведенный с использованием телеграфной связи, растянулся на год. Ходы передавались по одному в неделю, а вычисления велись на медленной машине М-20, доступной только в ночное время. Тем не менее результат оказался убедительным: советская программа выиграла со счетом 3:1.

Создание «Каиссы»

Победа над американцами позволила советским математикам получить поддержку для дальнейших исследований. В 1968 году группа ученых переехала в Институт проблем управления АН СССР, где была разработана «Каисса» — шахматная программа, названная в честь древнегреческой богини шахмат. Над её созданием трудились не только Владимир Арлазаров, но и такие выдающиеся ученые, как Георгий Адельсон-Вельский и Михаил Донской.

Что примечательно, большинство разработчиков программы не были профессиональными шахматистами. Исключение составлял лишь Александр Битман, мастер спорта по шахматам. Однако отсутствие глубокого знания шахматной теории у большинства команды компенсировалось их талантом в области программирования. Важнейшим достижением стало создание алгоритмов, позволивших «Каиссе» эффективно обрабатывать шахматные позиции и принимать решения. Программа научилась анализировать не только свои ходы, но и действия соперника, что обеспечивало ей значительное преимущество.

Триумф в Стокгольме

Источник фото Ферра.ру

Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ в 1974 году стал кульминацией многолетних усилий советских ученых. На турнире в Стокгольме соревновались 13 программ из восьми стран. Ввиду гигантских размеров и массы компьютеров того времени в Швецию прибыли не сами машины, а операторы, передававшие и принимавшие ходы по телефону.

Советский Союз на чемпионате представлял Михаил Донской, который в Москве находился на связи с Арлазаровым и другими коллегами. Благодаря продуманным алгоритмам и оптимальной стратегии «Каисса» одержала четыре победы и стала первым в мире чемпионом среди шахматных программ, обойдя своих соперников, включая Chess 4. В товарищеской партии с последней после турнира была зафиксирована ничья.

Наследие «Каиссы»

Источник фото Техинсайдер

Победа «Каиссы» стала значительным событием для всего советского научного сообщества, несмотря на то, что турниру не придавалось политическое значение. Впоследствии интерес к шахматным программам в СССР стал угасать, что отчасти связано с тем, что такие соревнования превратились в коммерческие мероприятия. Тем не менее алгоритмы «Каиссы» до сих пор находят применение в современных технологиях, включая системы искусственного интеллекта, беспилотный транспорт и системы безопасности.

50 лет спустя можно с уверенностью сказать, что триумф «Каиссы» не только закрепил за СССР статус одного из лидеров в области искусственного интеллекта, но и показал, что страсть к науке и желание познавать новое могут стать ключом к успеху даже в самых непростых условиях.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *