Аргентина не может вырваться из тисков кризиса, ценен ли этот опыт для России?
Аргентинцы, после победы на выборах реформатора Маурисио Макри были преисполнены надежд на стабилизацию финансов, макроэкономики и уверенного движения в сторону «нормальной страны».
Реальность не порадовала. Напротив, была реализована классика российской поговорки про то, что один в поле – достаточно плохой боец. Большинство аргентинцев не проявили должную степень консолидации, а переложение ответственности на персону президента привела к всеобщей утрате доверия. Как самый очевидный результат – валютная паника. Попытка устранить ее традиционными средствами повышения ставки, ситуацию ничуть не улучшило. Но, у центробанка, либо не было иных средств стабилизировать финансы, либо они были слишком слабы и их побоялись использовать. Новый итог – повышение ставки еще на 675 пунктов – до совершенно неприличных 40%.
Источник «болезни» аргентинских финансов двояк. Это наследие дефолтов, от последствий которых излечение еще не наступило. Основная же причина – чрезмерная амбициозность планов при слабости средств их исполнения. К тому же, намерения Минфина Аргентины не были скоординированы с регулятором, а фискальные органы так и вовсе заподозрили в успешном давлении на местный центробанк. Регулятору ставят в вину и игнорирование опыта прочих, более мощных коллег, после ряда громких неудач, забросивших практику интервенций на фундаментально слабом рынке.
По проблемам «ударили растопыренными пальцами, вместо кулака». Получилось, что ответ на давление на местный рынок оказался хуже бездействия и из создавшегося бедственного положения необходимо выбираться долго, чрезвычайно аккуратно и квалифицированно.
Прежде всего, необходимо восстановление доверия к финансовой политике, запуск опорно-стратегических инфраструктурных проектов при параллельно действующем курсе на снижение бюджетного дефицита. Задача, как выразился бы вождь мирового пролетариата, архисложная, но совершенно реальная. Всего лишь сочетание воли, твердости и честности. Иначе – вновь мутные волны рецессии.
У России, как ни странно, схожие задачи. Особенно если вспомнить, что задачи предельно амбициозные, сил и квалификации не так много, а санкции никто не отменял.