Балтийский канал: Польша готова погубить собственную экологию для полной независимости от России
В Польше начато строительство канала через Вислинскую косу. Проект был подвергнут жесткой критике из-за экономической нецелесообразности и угрозы для экологии региона. Но власти продолжают прокладку канала, чтобы получить собственный выход в Балтику, и перестать зависеть от России.
Пока закончена первая стадия проекта. Начальные этапы уже показали, что задача будет сложной. Если изначально стоимость обустройства канала, включающего искусственный остров, оценивали в 900 млн злотых (около 227 млн долл.), то сейчас ожидаемые затраты достигают 2 млрд злотых (0,5 млрд долл.). Власти обещают завершить работы в 2022 году. Но со стороны России звучат сомнения, что канал вообще будет закончен.
Давно запланированная политическая акция
Новый выход к Балтике на Вислинской косе не нужен Польше с экономической точки зрения. Сейчас суда страны, идущие в Эльблонг, делают небольшой крюк через российские воды. Сбор с каждого транспортного средства не превышает 50 евро.
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, привел к сокращению морских грузоперевозок. Использование российского пролива незначительно увеличивает расходы судов. Но, как отметил Матеуш Пискорский, депутат Сейма V созыва, о создании канала говорили еще в 2005-м.
«Это – чисто политический проект. Канал предоставит польским судам независимость от России. Его строительство – демонстрация геополитической силы», – отметил Олег Неменский, научный сотрудник МГУ и Института славяноведения РАН.
Стремление «утереть нос» Москве дорого обойдется Польше, уверены специалисты. Помимо расходов на строительство, значительные средства потребуются на обслуживание канала, который будет замерзать несколько раз в год.
Плюсы и минусы проекта
Жители Вислинской косы отрицательно относятся к созданию канала.
«Развитию региона он не поможет. Только навредит экологии и туристическому бизнесу», – прокомментировал Пискорский.
Угроза для окружающей среды – один из главных недостатков проекта, наряду с потенциальной убыточностью. Польша начала проект, несмотря на запрет Европейской комиссии. Хотя эксперты неоднократно предупреждали о последствиях появления канала. В частности, увеличится соленость залива, что приведет к сокращению численности или исчезновению животных и растений, предпочитающих пресную воду. Чтобы предотвратить потери, потребуется система шлюзов.
«Канал разрушит зоны нереста промысловых рыб, ударит по находящимся под защитой птицам», – отметил Олег Иванов, глава калининградского отделения экологической организации «Зеленый фронт».
У проекта выделяют и положительные моменты. В условиях кризиса он создал новые рабочие места. Сейчас в строительства участвует около польских 50 компаний. Собственный путь к Балтике расширит судоходные возможности страны.
Через территорию РФ без препятствий проходят коммерческие суда. Яхтам требуется предварительно получить разрешение, а транспорт правоохранительных и других польских структур не имеет права пользоваться проливом.
Канал протянется на 1,3 км. Его глубина будет достигать 5 м.