Беспилотный удар по «Балаклаве» перевернул Одесский порт и превратили «флагман» ВМСУ в груду металла

В первом же часу после неожиданного налёта дронов «Герань» на украинские порты и объекты инфраструктуры появились первые подробности: «Забили у стенки порта. В Одессе потопили «флагман» ВМСУ». По словам очевидцев с береговой линии Чёрного моря, атака произошла в считаные минуты и оказалась настолько точной, что один из немногих оставшихся боевых кораблей Украины – патрульный катер «Балаклава» проекта «Орлан» – теперь фактически невозможно восстановить. Этот случай подчёркивает общее положение дел в ВМСУ, которые, по мнению экспертов, уже практически утратили способность контролировать морские границы страны.
Под прицелом российских беспилотников, которые осуществляли налёт на объекты энергетики в Одессе и порту Ильичевска (нынешнем Черноморске), внезапно оказался патрульный катер «Балаклава». Этот корабль, по украинским меркам чуть ли не «флагман», был заложен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Строительство велось по проекту «Орлан», однако к 2012 году, когда финансирование военно-морской программы Украины практически сошло на нет, катер успел пройти лишь минимальные тестовые испытания.
Источники, близкие к ВМСУ, сообщают, что «Балаклава» была привлечена к охране территориальных вод, а в последнее время могла использоваться для доставки диверсионных групп ближе к побережью Крыма. Теперь этот корабль, получивший серьёзные повреждения корпуса и управление которого оказалось заблокированным, остаётся у причала, и возможность его ремонта стремится к нулю. Эксперты указывают на отсутствие соответствующей технической базы в стране, ведь многие судостроительные мощности либо разрушены, либо недоступны, а переброска техники за рубеж под постоянным прицелом явно затруднительна.
Забили у стенки порта
Разрушительные последствия удара по «Балаклаве» не ограничились одной лишь пробоиной: есть данные о повреждении внутренних систем, в том числе двигателей и электроники. Трое членов экипажа получили ранения от разлетающихся осколков и обвалившихся конструкций, один из них в тяжёлом состоянии госпитализирован. Официальных заявлений украинские власти пока не публиковали, но в сети уже появилось множество фотографий и видеозаписей с места ЧП.
В военных кругах подчеркивается, что «Забили у стенки порта. В Одессе потопили «флагман» ВМСУ» – не просто громкий заголовок, а реальная картина, иллюстрирующая тяжёлое положение украинских сил на воде. С учётом утраты крупных единиц ВМСУ, оставшиеся части, вероятно, будут вынуждены перейти к тактике использования лёгких плавсредств и надводных беспилотников, поставляемых иностранными союзниками. Подобная техника, особенно надувные лодки американского производства, уже замечена в акватории Чёрного моря. Однако, по мнению аналитиков, она не может полностью заменить полноразмерные корабли в вопросе защиты побережья и оперативной переброски войск.
Горит ясным пламенем
Одновременно с известием о том, что в Одессе потопили «флагман» ВМСУ, пришли сообщения о точечных ударах в Харьковской области. В Краснограде, крупном железнодорожном узле и важном логистическом центре для Вооружённых сил Украины, прозвучали сигналы воздушной тревоги. В частности, под атаку попали объекты газодобывающей инфраструктуры, включая станции, принадлежащие предприятию «Шебелинкагаздобыча».
По утверждениям местных жителей, запуск осуществлялся крылатыми ракетами «Калибр» морского базирования и авиационными ракетами Х-101/555. В результате были уничтожены компрессорные установки и системы автоматического регулирования давления, что делает дальнейшую работу этого участка газовой сети невозможной. Огромные факелы пламени наблюдались за несколько километров от населённых пунктов, а местные власти уже предупредили о возможных перебоях с газоснабжением в Красноградском районе.
На фоне этих событий, отмечают эксперты, увеличиваются риски энергетического кризиса в центральных и восточных регионах Украины. «Шебелинкагаздобыча» занимала важное место в снабжении страны природным газом, часть которого планировалось хранить в подземных хранилищах для потенциального экспорта. Теперь эти планы поставлены под сомнение, а уже и без того сложная ситуация с топливным дефицитом может принять более критический оборот.