Чем власти России могут ответить на литовскую блокаду Калининграда
Не так давно стало известно о том, что Литва ограничила железнодорожный транзит в Калининградскую область: примерно половина грузов, которые подпадают под антироссийские санкции Европейского союза, теперь пропускаться через литовскую территорию не будут. Политолог Александр Носович, на которого ссылается издание «Комсомольская правда», рассказал, чем Россия может ответить на блокаду.
Какую угрозу для жизни российского эксклава представляет решение Литвы
Политологи и эксперты говорят, что литовские политические деятели 30 лет твердили, что у них есть такой ресурс против России — перекрыть транзит в Калининград, и в один прекрасный момент Литва может его задействовать, что и случилось. Серьезных последствий для региона это иметь не будет, потому что Литва постоянно об этом говорила, а Россия к этому готовилась. Любые действия Литвы по ограничению транзита в Калининградскую область будут для РФ не критичными и не окажут серьезного ущерба для жизни региона.
Александр Носович говорит, что еще двадцать лет назад Калининградская область покупала всю электроэнергию у Литвы, с Висагинской АЭС, но теперь в регионе построены свои электростанции. Если говорить о газе, то у России есть терминал СПГ — «Маршал Василевский», который уже тестировали на случай перекрытия Литвой газопроводного газа.
Чем Россия может ответить на блокаду Калининграда
По словам известного российского политолога, у России есть пять вариантов для ответа. Первый — это отзыв признания независимости Литвы. Идея признать нелегитимным выход прибалтийских республик из состава Советского Союза носится в воздухе с 5 сентября 1991 года, когда этот выход произошел. Неконституционный Государственный совет Горбачева не имел права принимать решения такого уровня, как пересмотр границ Советского Союза и отсечение от него территорий.
Второй вариант — выход из договоренностей с Европейским союзом по Литве. Как напомнил Дмитрий Рогозин, который в 2002-2003 годах возглавлял переговоры об этом между Москвой и Брюсселем, Россия признала границы Литовской республики в обмен на гарантии бесперебойного транзита граждан РФ и российских грузов из Калининграда и в Калининград.
Третий вариант — вернуть Клайпеду. Если Брюссель сегодня выходит из своей части договоренностей, то Москва выходит из своей. Последствия для Литвы, Европейского союза и НАТО могут быть очень далеко идущими. Четвертый вариант — создание Сувалкского коридора. Введя фактически транспортную блокаду Калининградской области, Вильнюс «выбил стул», на котором сам сидел все эти годы, как страна-член Европейского союза. Недопустимое поведение Литвы, которая ограничила транзит в Калининградскую область, ставит под удар НАТО.
Пятый вариант — отключение от энергетической системы. Это, по мнению политологов и экспертов, самый болезненный экономический ответ Москвы на враждебный шаг Вильнюса. БРЭЛЛ — энергетическое кольцо, которое объединяет Республику Беларусь, Российскую Федерацию, Эстонию, Латвию и Литву. Прибалты давно заявляют о своем желании выйти из него, полностью влившись в энергосистемы ЕС.