Что такое Антипасха в православии?

Одним из важнейших дней пасхального цикла считается Антипасха — её отмечают во второе воскресенье после Пасхи. Название происходит от греческого слова «анти», которое в данном контексте означает не «против», а «вместо» или «вслед за». Таким образом, Антипасха воспринимается как духовное продолжение великого праздника Воскресения Христова, своего рода его отражение.
Этот день завершает Светлую седмицу, наполненную особой молитвенной радостью. Именно на Антипасху в православных храмах впервые с Пасхи закрываются Царские врата, завершается торжественное чтение пасхальной литургии и начинается переход к обычному богослужебному ритму.
Восьмой день – символ обновленного мира
Антипасху также называют Второй Пасхой, поскольку она приходится на восьмой день после праздника Воскресения Христова. Число «восемь» имеет глубокий символический смысл – оно олицетворяет восьмой день творения, когда мир, по христианскому учению, обновился после Страшного суда. В этот период, согласно верованиям, грешные души отправились на вечные муки, а праведники обрели покой в раю. Таким образом мир очистился и стал совершеннее. Об этом писал апостол Иоанн Богослов в «Апокалипсисе», подчеркивая, что Пасха – это праздник вечной жизни, непрерывного обновления. В 2025 году Пасха отмечалась 20 апреля, соответственно, Антипасха пришлась на 27 апреля.
Фомина неделя и история о неверующем апостоле
В православной традиции Антипасха известна как Фомина неделя – название связано с евангельским повествованием об апостоле Фоме. Согласно преданию, когда воскресший Христос явился ученикам, Фомы среди них не было. Вернувшись и услышав рассказ о чуде, он отказался верить, пока сам не удостоверится в истинности произошедшего. Так появилось выражение «Фома неверующий», обозначающее человека, сомневающегося в очевидном.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял поведение Фомы не столько неверием, сколько потрясением – радость от вести о Воскресении была настолько невероятной, что апостол не мог сразу ее принять.
Явление Христа Фоме
Через восемь дней после Воскресения, как повествует Евангелие от Иоанна, ученики вновь собрались вместе, и на этот раз с ними был Фома. Войдя в закрытую комнату, Христос явился перед ними, приветствуя словами: «Мир вам!» Тогда Фома, увидев раны Спасителя, окончательно уверовал. В православной традиции запертые двери в этом эпизоде символизируют всемогущество Бога, Его способность преодолевать любые преграды.
Нравственный урок этой истории в том, что Божественное присутствие не зависит от человеческого восприятия – Христос воскрес во плоти, и вера в это не требует физических доказательств. Образ Фомы напоминает всем сомневающимся, что истина открывается тем, кто искренне ищет ее.
Альтернативный путь к Богу
Далее апостол Фома обратился в дальний путь, основав христианские храмы в Палестине, Месопотамии, Эфиопии и Индии. Последняя страна стала конечной точкой его существования, где сын и жена индийского правителя приняли христианство, за что Святого отправили жить последние дни в темнице. В тюремной камере мужчину пытали, после чего впоследствии казнили, сразив пятью копьями. Мощи апостола переданы в храмы Венгрии и Индии.
Отечественный епископ Диодор считает, что у каждого человека может быть совершенно различный подход к вере. Кому-то, как и апостолу Фоме, могут потребоваться факты и доказательства, в чем также нет ничего плохого. Сомнения и стремление к рациональности являются частью человеческой природы.
В народе Антипасху называют также «красной горкой», временем, когда верующим принято ходить на могилы близких, чтобы почтить их память и привести их в порядок после затяжной осени и зимы. В православии Антипасха отмечается не менее эффектно, чем сама Пасха: поют пасхальные каноны и соблюдают все характеристики обрядов. В древние времена перед Воскресением Христовым верующие облачались в светлые одеяния и носили их вплоть до начала Антипасхи, то есть на протяжении восьми дней. Именно поэтому неделя после Пасхи получила название Светлой.