Должны ли российские маркетплейсы платить неустойку за перенос сроков доставки
30 января 2023 года в России будут отмечать «Киберпонедельник». Так называют праздник-акцию, это период распродажи и выгодных предложений в онлайн-магазинах. При заказе товара на маркетплейсах покупатель сам выбирает способ доставки и в зависимости от этого агрегатор рассчитывает сроки доставки, либо конкретную дату, либо промежуток в несколько дней. Эксперты, на которых ссылается издание «Аргументы и Факты», рассказали, должны ли маркетплейсы платить неустойку за перенос сроков доставки.
Должны ли маркетплейсы платить неустойку за перенос сроков доставки
Сроки доставки товара являются существенным условием договора и не могут быть изменены в одностороннем порядке. Если срок нарушен, потребитель, в соответствии со ст. 28, вправе согласовать новую дату доставки, требовать неустойку, отказаться от выполнения договора.
На отношения продавца и покупателя, в том числе и на маркетплейсах, распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей». В ст. 28 предусмотрено право потребителя получить от продавца неустойку в размере 3% от стоимости доставки или, если ее стоимость отдельно не определена, то от стоимости заказа. В ст. 23.1 закона также предусмотрено право покупателя требовать с продавца неустойку за нарушение сроков доставки товара, который покупатель предварительно оплатил. Размер неустойки — 0,5% от стоимости товара за каждый день задержки. В любом случае неустойка рассчитывается за период со дня предполагаемой доставки и до дня фактической передачи товара покупателю.
С кого нужно взыскивать неустойку
Важно помнить, что маркетплейс не сам продает, а помогает продавать другим. Такие платформы являются посредниками между покупателями и продавцами, поэтому не могут отвечать за задержки поставок, за исключением случаев, когда они продают товары собственного бренда. Из-за этого требовать какие-либо возмещения потребитель может только с продавца.