Эксперт прокомментировал меры Евросоюза по борьбе с «серым флотом» России для перевозки нефти
Европейские страны принимают дополнительные шаги для противостояния «серому флоту», используемому при экспорте российской нефти. Это происходит в рамках 12-го пакета санкций, который вводит новые ограничения на сделки с этими судами. Однако, подобные меры вряд ли помешают морским перевозкам российской нефти, считает эксперт «Коммерсанта» Юрий Барсуков.
Порядка 50% топливного сырья, согласно данным Kpler, в ноябре было перевезено силами «серого флота». Речь идет о судах, зарегистрированных в ОАЭ, Гонконге и других дружественных юрисдикциях.
Проанализировав год работы потолка цен и не удовлетворившись результатами, европейские чиновники приняли решение ввести ограничения на продажу танкеров от судовладельцев ЕС российским собственникам. Изначально обсуждался полный запрет. Однако, против данной инициативы выступили Кипр и Греция. В результате решено внедрить мониторинг сделок, сообщают журналисты proendra.ru. Новые меры обязывают судовладельцев уведомлять власти о продажах судов. Однако, неясно, будут ли чиновники иметь право на блокировку подобных сделок.
Очередные санкции слабо повлияют на темпы формирования «серого флота», уверен Барсуков. Большинство таких судов строится в Китае, что делает контроль рынка танкеров крайне сложным. Однако, такие меры могут повлиять на доходы Греции. Местные судовладельцы в последнее время успешно торговали танкерами. Эти деньги, отмечает Барсуков, могут перейти китайским судоходным компаниям, увеличив расходы российских экспортеров. В долгосрочной перспективе такие ограничения будут стимулировать российских нефтяников строить новые танкеры, сокращая зависимость от западных сервисов в транспортировке нефти и приближаясь к полной самостоятельности. Особенно в сотрудничестве с китайскими контрагентами.