Годовщина дефолта в России – в деталях

18:41, 18 Авг, 2018
Анна Федорова

Ровно 20 лет тому назад в Российской Федерации объявили о техническом дефолте по ключевым видам долговых обязательств государства. Экономическая катастрофа, собственно, назревала в течение нескольких лет, а 17 августа, в «черный понедельник», она буквально захлестнула нашу страну. Далее имело место внезапное четырехкратное обрушение рубля, подскочила инфляция, втрое сократился ВВП, банковский сектор страны почти полностью парализовало, а наши соотечественники лишились всех своих сбережений в рублях. О полном крахе экономики России и о беспомощности тогдашнего ее президента Бориса Ельцина «трубили» не только отечественные, но и западные масс-медиа. В нашем материале – о реакции на события августа 1998-го со стороны американской и европейской прессы.

Буквально за три дня до того самого «черного понедельника» глава государства Борис Ельцин в телевизионном обращении к нации обещал, что девальвация стране не грозит.

«Я заявляю об этом твердо и четко. И я здесь не просто фантазирую, поскольку все просчитано», — безапелляционно констатировал тогда президент.

Однако, заявление г-на Ельцина, никогда не отличавшегося компетентностью в экономике, не значило уже ровным счетом ничего, и надежды соотечественников на лучшее так и остались надеждами.

Против президента России играли тогда такие факторы как огромная сумма госдолга, несбалансированность федерального бюджета, искусственный валютный коридор, невысокие цены на сырье на мировом рынке, тогда как оно лежало в основе нашего экспорта, популистская экономическая стратегия, пирамида ГКО (государственные краткосрочные обязательства), а также кризис экономик в Азии.

Аналитики единогласны во мнении о том, что за экономической недальновидностью властей России последовало то, что она была попросту не готова к противостоянию кризису. В правительстве россияне были разочарованы уже давно, а вот дефолт в свою очередь серьезно подорвал у нации веру в «завтра».

Суровость приговора

Российские экономисты отмечают, что тревожная симптоматика была зафиксирована за год до кризиса. Сперва ее упорно не хотели замечать, впоследствии шли на вполне осознанное игнорирование, ну а потом появились совсем не детские надежды на помощь Запада. Сформировалась в результате ситуация необратимая: экономика России остро нуждалась в весьма серьезной перезагрузке – она требовала так называемой шоковой терапии.

Характерно, что за считанные дни до старта этого хаоса в экономике британская Financial Times опубликовала письмо Джорджа Сороса. Знаменитый американский финансист предрекал России дефолт либо гиперинфляцию с по-настоящему катастрофическими последствиями.

«Кризис, с которыми столкнулись сегодня финансовые рынки России, вышел в настоящее время на финальный этап. Оптимальным решением было бы введение валютного совета после скромной девальвации от 15 до 25 процентов», — констатировал тогда известный всему миру эксперт из США.

Правительство России, однако, подобные инициативы отвергло. Глава Минфина Михаил Задорнов заявил: «Если бы мы полагали, что девальвация у нас неизбежна, мы не придерживались бы своей текущей политики. Однако, ее вполне можно избежать».

Затем всем стало ясно, что девальвации все же избежать не удастся. Г-н Сорос тогда выступил с речью о глобальном финансовом кризисе в палате представителей американского конгресса. Как это ни странно, но он не подвергал критике российскую власть и предпочел воздержаться от поиска виновных. Американский финансист деликатно указал на то, что учиться лучше бы на ошибках чужих.

Рассуждения Джорджа Сороса

Джордж Сорос констатировал тогда, что кризис в России однозначно обнажил целый ряд недостатков международного банковского сектора. Тех недостатков, которые элементарно игнорировались до сих пор. Кроме кредитной деятельности, отражающейся на балансовых счетах, банковские учреждения страны принимают участие в форвардных сделках, своповых операциях и торговле производными инструментами на них – как между собой, так и во взаимодействии с клиентами.

На балансовых счетах сделки эти не отражены. Их все время переоценивают, а разницу между рынком и стоимостью покрывают при помощи финансовых переводов, призванных ликвидировать риск дефолта. Формируется в итоге цепочка, каждое звено которой связано обязательствами лишь с соседними. И участникам сделки неизвестно, кто вовлечен в нее, кроме соседей, рассуждал Джордж Сорос.

Стремление в бездну

Тактики такой, придерживались, впрочем, далеко не все. Журналисты западных масс-медиа без всяких стеснений подвергали резкой критике власть, которая подвела государство к краху экономики и политики. Самая мягкая форма последовала от редакции популярного британского журнала The Economist:

«С большей честностью, с большей осторожностью и с большей политической волей озвученные 17 августа меры действительно могли ознаменовать собой отход от настоящей бездны, но не стремление к ней. Базовые его компоненты, а именно — девальвация, дефолт, спасение банковских структур — оправданы. Между тем, для того чтобы обеспечить не хаос, а стабильность, нужна была уверенность вкладчиков, потребителей и инвесторов. А уверенность — это как раз то, чего лишились и сам Ельцин, и множество его правительств».

В публикации британского информационного издания было отмечено также, что лидеры России выиграли передышку. Если бы они пожелали, то использовали бы ее для борьбы с жесткой коррупцией, в значительной степени выступающей в качестве причины невысоких доходов, а также нерациональных расходов, подорвавших доверие к рынкам финансов.

Читайте также: Эксперты опровергают вероятность дефолта в России в 2018 году

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *