Групповой брак у донских казаков служил интересам общества

18:12, 07 Янв, 2021

Такое необычное для России явление как групповой брак зафиксирован у донских казаков. Зачем нужно было так укрупнять семью, не совсем понятно, но этнографы оставили немало материала на эту тему.

Как показали исторические исследования, донские казаки не всегда жили традиционной семьей. В средневековье (XVI-XVII век) в общине донцов были довольно прозрачные отношения. Семьи, создаваемые в казачьих вольницах, были больше похожи на свальный грех, где вниманием женщиной могли обходиться несколько мужчин. И никак не наоборот. Такой групповой брак многих историков ставил в тупик — где же логика?

Групповая семья донского казака и институт брака имели мало общего

Уклад жизни казаков с Дона регулировал все сферы отношений в общине, и институт брака был основополагающим. Хотя сам брак (альянс мужчины и женщины) очень медленно входил в быт казачества. В XVI-XVII столетиях казак был, как правило, холост, но женскую ласку знал и ценил. Структура казачества держалась на мужском населении: тяготы походной жизни не оставляли времени на романтику. Зато в ходу была практика «умыкания невест» у соседей-горцев.

Выходом из житейского тупика стала так называемая «групповая семья», часто встречавшаяся в XVI веке на Нижнем Дону. Появлялась женщина, вокруг которой формировался круг мужчин и некое подобие общежития, где именно дама обслуживала бытовые и половые потребности «своих» мужчин.

Ценность традиционной семьи, расцветавшей в лоне частной собственности, в казачьих коммунах была ничтожна. «Наши жёны — пушки заряжёны», — пели вольные казаки. Но век шестнадцатый принес много война с турками и сильное поредение казачьей популяции. Нужно было восстанавливаться, а без постоянных семей такое было невозможно: казаки с их вольницей попали в собственную ловушку.

Как кочевники заставили донских казаков создавать традиционную семью

Орды кочевников с территорий Астраханского, Казанского, Сибирского ханств постоянно истребляли казачьи поселения, забирая всё: женщин, скот, скарб. Мужчин убивали или отправляли рабами на галеры. Для противостояния этой стабильно многочисленной вражьей силе нужны были новые казаки и создание самодостаточных сообществ численностью в 10–20 человек — «сум». В них было проще решить насущные вопросы вроде постройки жилья, приготовления пищи, заготовки дров, похорон. Кроме того, возникали отношения между мужчиной и женщиной.

Присяга царю уничтожила групповые браки казаков

Рано или поздно казакам пришлось бы отказаться от своей вольницы. В свое время Екатерина Великая задушила Запорожскую сечь, а в 1671 году донские казаки приняли присягу на верность русскому царю. Так что суверенитета они лишились, зато на Дон хлынули нормы среднеевропейской жизни.

Вскоре законы Московского государства заложили условия закрепления частной собственности, а православная церковь укрепила их. Промискуитет как норма жизни донского казака канула в Лету: групповые браки изжили себя.

Появилась практика заключения и расторжения парного брака: всё это происходило на Казачьем круге (Майдане) – высшем органе самоуправления донских казаков. Разводы не были трагедией, бывшие супруги имели право тут же заключить второй брак.

Иногда мужу приходилось отказываться от жены перед военным походом, сулившем ему верную смерть. На Казачьем круге он вопрошал: «Кто возьмет в жены мою вдову и детей?». И постоянно находились те, кто готов взять на себя всю ответственность.

К девятнадцатому веку в донских казачьих общинах уже царил культ семьи: неженатых укоряли, а развод был позором. Хотя прошлое довольно долго не отпускало казаков, случались рецидивы. Наперекор патриархальным традициям в некоторых селениях по-прежнему сохранился обычай объединения в «сумы». Это был уже не пережиток старины, а способ сберечь свои тылы на время военных походов.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *