Ирина Печерникова не дожила сутки до своего Дня рождения

04:16, 02 Сен, 2020
Марина Онегина

Сегодня, 2 сентября, знаменитой советской и российской театральной и киноактрисе Ирине Печерниковой исполнилось бы 75 лет. Увы, вчера, за сутки до юбилея, заслуженной артистки РСФСР не стало. Официальная причина ее смерти пока не озвучена.

О том, что героиня киноленты «Доживем до понедельника» скончалась, сообщила Нина Давыдова, которая приходилась ей близкой подругой. По словам женщины, сердце актрисы остановилось вечером 1 сентября за несколько часов до 75-летия.

— Ирина скончалась в понедельник вечером, причина смерти пока неизвестна, мы ждем полицию, — сказала Нина Давыдова.

Биография Ирины Печерниковой, умершей за сутки до своего юбилея

Родным городом Ирины Печерниковой (02.09.1945 – 01.09.2020) был Грозный. Через некоторое время после рождения будущей актрисы ее семья переехала в Москву, поселилась на Ленинском проспекте по соседству с Руфиной Нифонтовой. Поскольку детские годы Ирины Печерниковой проходили рядом с актрисой, с ранних лет и сама она начала мечтать о сцене. Будучи школьницей, она была очень робкой, и оставляла у квартиры Руфины Нифонтовой цветы, стесняясь лично вручить их ей в руки. Однажды Ирины Печерникова решила, что хватить подкладывать букеты под дверь актрисы и убегать, как трусишка, поэтому собралась духом и позвонила в квартиру. Дверь открыла Руфина Нифонтова, и маленькая Ира пролепетала, что тоже хочет быть, как она – актрисой, и поинтересовалась, что нужно делать, чтобы попасть на сцену. Недолго думая, Руфина Нифонтова отчеканила «Все» и закрыла дверь.

Ирина Печерникова, получив такой грубый ответ, не опустила руки, и начала записываться во все кружки: гимнастика, фигурное катание, фехтование, драматический кружок. В драмкружке преподавала ученица Всеволода Мейерхольда: она рассмотрела актерские способности у маленькой Ирины, и начала готовить ее к поступлению сразу во МХАТ. Правда, сама Ирина Печерникова не была уверенна, что сможет поступить. Она решила, что для начала будет работать в театре им. В. Маяковского, присматриваться к артистам, а поступит через год.

Однажды она зашла во МХАТ ради любопытства, чтобы понять, как поступают другие. Она робко и тихонько приоткрыла дверь в студию, где находилась приемная комиссия, но ее заметили. Экзаменаторы пригласили Ирину Печерникову внутрь и спросили, сколько ей лет. Тогда будущей актрисе было 16, но она соврала, сказав, что ей 17 лет. При этом, она была такой маленькой и хрупкой, что выглядела тринадцатилетней девочкой, особенно с огромным капроновым бантом на голове, в коричневом школьном платье и в белых носочках. Когда Ирина Печерникова сказала, что ей 17 лет, комиссия расхохоталась. Но все же ее попросили что-то прочесть, и она сначала пересказала стихотворение «Сеттер Джек» В. Инбер, а затем  — отрывок из «Дашенька, или История щенячьей жизни» К. Чапека. Комиссия вновь расхохоталась. Но после такого «выступления» Ирину Печерникову приняли во МХАТ.

Актерская карьера Ирины Печерниковой

Свои актерские способности в полной мере Ирина Печерникова начала демонстрировать на 2-м курсе обучения во МХАТе. Ей дали исполнить интересную, но сложную роль в «Зима тревоги нашей». Тогда же молодая актриса узнала о существовании театральных интриг. В гримерке была тоненькая перегородка, и Ирина Печерникова слышала, как ее, совсем еще юную, обсуждали актеры постарше. При этом, старшие коллеги пускали сплетни, якобы студентке эта роль досталась, поскольку она любовница одновременно двух режиссеров.

Интриги коллег глубоко ранили Ирину Печерникову, и она рыдала в театральных декорациях. Ее рыдания услышал режиссер, и посоветовал:

— Запомни: если о тебе судачат – то ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Будешь плакать, когда о тебе перестанут говорить.

Ирина Печерникова в дальнейшем слышала много сплетен о себе. Некоторые слухи имели основания, но чаще – нет.

По окончанию МХАТа Ирина Печерникова 2 года работала в Ленкоме. В 1968 году сбылась ее детская мечта – она начала работать в Театре им. В. Маяковского. Через 10 лет актриса перешла работать в Академический Малый. Коллеги сильно ей завидовали, ненавидели, поскольку ей доставались все репертуарные роли. Часто перед премьерами она получала по телефону угрозы: актрису запугивали, говорили, что изуродуют лицо кислотой, наведут на нее проклятие.

В лихие 90-е закончилась карьера многих актеров. Ирина Печерникова также оказалась невостребованной, и от горя запила. К счастью, она смогла остановиться, правда, уже находясь на краю пропасти.

Первые киноленты, в которых снялась Ирина Печерникова – «Каменный гость» и «Первая любовь». После них Станислав Ростоцкий решил предложить актрисе роль Натальи Гореловой, учительницы английского языка, в фильме «Доживем до понедельника». Эту роль Ирина Печерникова исполнила «на одном дыхании».

Позже она неоднократно говорила, что эта роль стала для нее не игрой, а настоящим удовольствием.

Ирине Печерниковой приписывали роман с Владимиром Высоцким. Они вместе сыграли в «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Актриса говорила, что в начале знакомства Владимир Высоцкий дико раздражал ее, поскольку на репетиции часто приходил выпившим, и норовил ее ущипнуть. Знакомство Ирины Печерниковой и Владимира Высоцкого было запоминающимся. Когда актриса впервые услышала, как он поет, то сказала:

— Надо же, сам противный, а такую песню написал!

При этом сказала она это в момент, когда после исполнения песни повисла тишина, и Владимир Высоцкий, конечно, услышал ее слова, и громко расхохотался.

Позже Ирина Печерникова уехала ненадолго в Польшу, и пока там находилась, Владимир Высоцкий стал известным на всю страну. После возвращения с Польши они встретились, и Ирина, не зная, что артист стал знаменитым, спросила, смог ли он еще что-то написать, кроме «Паруса». Владимир Высоцкий вновь искренне расхохотался.

— Кажется, он действительно был влюблен в актрису с глазами олененка. Иначе не стал бы просить отца Иры, чтобы тот отпустил дочь на 3 дня. Получив согласие, Высоцкий посадил ни о чем не подозревающую Печерникову в машину и отвез в аэропорт. Они вместе полетели в Адлер, а оттуда поехали в Гагры. Там Владимир снимался вместе с Олегом Далем в картине «Плохой хороший человек». На второй день бард давал концерт в Сухуми. Как и все его концерты, этот прошел с аншлагом. Многие песни Высоцкий посвящал прекрасной спутнице, которая краснела, когда все оборачивались посмотреть на нее.

Личная жизнь и дети Ирины Печерниковой

Ирина Печерникова вышла замуж за музыканта Збигнева Бизона. Однажды во время съемок с актрисой произошло несчастье – она сломала обе ноги. Чтобы немного ее развеселить, поднять ей дух, друзья привели ее на концерт «Бизонов», где ее сразу же заметил музыкант. Они сразу влюбились друг в друга.

Ирина Печерникова и Збигнев Бизон постоянно созванивались, и в какой-то счастливый момент приняли решение расписаться. Увы, их союз долго не просуществовал: актриса, будучи замужем, сильно скучала по театру и родственникам, поэтому решила развестись с супругом.

Вторым мужем Ирины Печерниковой стал Борис Галкин. Судьба свела их в Малом театре. Прошла буквально пара месяцев со дня их знакомства, как они уже подали заявление в ЗАГС. Борис Галкин искренне любил Ирину Печерникову, а она – театр.

Ирина Печерникова однажды в одном из интервью заявила, что по-настоящему влюбилась только в 51 год – в Александра Соловьева. В 1997 году они обвенчались, но прожили 3 счастливые года. Александра Соловьева в канун Нового года обнаружили на клумбе с пробитой головой, без сознания. Его госпитализировали в клинику Склифосовского, где через несколько часов он умер. У Ирины Печерниковой произошел нервный срыв, и полгода она лечилась. Затем еще несколько лет она страдала от сильнейшей депрессии, не хотела жить, общаться с людьми.

Ирина Печерникова так ни разу и не стала матерью.

Фильмография

·         1968 – «Доживем до понедельника»

·         1968 – «Щит и меч»

·         1970 – «Любовь к трем апельсинам»

·         1973 – «По собственному желанию»

·         1975 – «Вариант «Омега»

·         1976 – «Два капитана»

·         1978 – «Личное счастье»

·         1979 – «Голубой карбункул»

·         1985 – «Набат на рассвете»

·         2007 – «Последняя репродукция»

 

Поделитесь этой новостью