История с наказанием священника, связанным с иконой «Троица»: что об этом известно
Члена патриаршей комиссии по культуре наказали за препятствование перенесению иконы «Святая Троица» Андрея Рублева в Храм Христа Спасителя для молитвенного поклонения во время праздника Святой Пятидесятницы. Об этом сообщает издание «Аргументы и Факты».
Что за история с наказанием священника, связанным с иконой «Троица»
По указу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, протоиерей Леонид Дмитриевич Калинин освобождается от должности настоятеля храма священномученика Климента, папы Римского, в городе Москве, и ему запрещается священнослужение, — пишет pronedra.ru.
Указ был подписан 26 мая. Кроме того, он лишен должности председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, а также должности епархиального древлехранителя Московской епархии. Также ему запрещено выполнять свои обязанности в качестве члена Патриаршего совета по культуре.
Комментарии Минкульта
В Министерстве культуры Российской Федерации заявили, что шедевр XV века, икона, станет частью государственного музейного фонда России и будет передан в долгосрочное ответственное хранение Русской православной церкви.
Икона, написанная Андреем Рублёвым около 1420-1427 годов, пробыла почти 500 лет в стенах Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, построенного в 1422-1423 годах. Андрей Рублёв создал эту икону по личному заказу игумена Никона Радонежского, преемника Сергия Радонежского, известного русского святого, «в память и в похвалу преподобного Сергия». Икону передали в Третьяковскую галерею в 1929 году.
Смотрели и не видели
Современники Андрея Рублёва имели возможность полностью насладиться его «Троицей» во всей ее красе. Великий московский князь Василий II, посетив Троицкий монастырь в феврале 1446 года, смог в полной мере оценить великолепие живописи Рублёва. Однако вскоре после посещения монастыря Василий был захвачен, а его глаза были выжжены его двоюродным братом, князем Дмитрием Шемякой. В результате Василий II получил прозвище «Тёмный».
Из-за процесса потемнения олифы, которой покрывали иконы в Древней Руси, срок полного потемнения иконы составляет от 30 до 90 лет. Поэтому можно предположить, что потомки Василия II Тёмного, хотя и не были ослеплены, также не могли насладиться «Троицей» Андрея Рублёва во всей ее красоте. Иван III Великий и его сын Василий III, князья, которые увидели икону в свои зрелые годы, уже видели не «тот самый» шедевр Рублёва. Иван IV Грозный, правнук ослепленного князя, многократно посещал Троицу для молитвы, но лучше всего он мог увидеть только «эхо» иконы. В 1598 году, при царе Борисе Годунове, была создана копия «Троицы» Андрея Рублёва. Она точно повторяла размеры оригинала, но изображение было менее четким из-за значительного потемнения иконы. Копия была ещё несколько раз переписана: в 1635 году, в XVIII и дважды в XIX веках. Учитывая, что с 1575 года икона была покрыта «ризой», то есть золотым окладом, кроме лиц, рук и ног изображённых фигур, можно сказать, что люди смотрели на икону, но не могли видеть Рублёва.