Израильские ученые доказали, что растения способны «кричать» от боли

16:44, 29 Авг, 2020
Анна Федорова

Многие любят растения за статичность и тишину. Однако израильские ученые доказали, что эти безмолвные создания на самом деле могут кричать от боли, но крик этот звучит на частотах, которые человек воспринять не может чисто физиологически.

Ультразвуковой «крик боли» растений

Израильские ученые не так давно опубликовали интересное исследование, которое может заставить нас изменить свое отношение к растениям. Выяснилось, что они не так безмолвны, как может показаться, и способны буквально «кричать», если им сделать больно. Для того чтобы это выяснить, исследователи в Тель-Авиве помести растения томата и табака в различные стрессовые ситуации. И уже на расстоянии 10 сантиметров ученые смогли засечь ультразвуковые колебания, которые исходили от исследуемых растений.

Полученные данные дают основания утверждать, что растения способны реагировать на стресс, издавая неуловимые человеческим ухом звуки в ультразвуковом диапазоне. Например, при недостатке воды томат издавал звук в 60-65 децибелов с частотой звуковых колебаний 49 килогерц, для табака пиковая частота составила 54 килогерц. При этом «крик боли» продолжался довольно долго. За час томат издал 35 звуков бедствия, табак — лишь 11. Схожие данные были получены и при подрезании стебля растений.

Для анализа данных исследования ученые использовали специально обученную нейросеть, которая с точность в 70% определила звуки, издаваемые разными растениями при воздействии различных стрессовых факторов. С точностью в 98% алгоритм смог разграничить звук, издаваемый растениями, и электрический шум, другие фоновые звуки.

Почему растения кричат от боли

Ученые также предположили, в чем именно заключается причина издаваемого растениями «крика боли». Они считают, что это одна из защитных функций растений, и ультразвук возникает в результате кавитации. Кавитация представляет собой процесс образования пузырьков, или каверн, в ксилеме (своеобразных сосудах с водой), которые затем схлопываются и высвобождают большое количество энергии. Именно она и преобразуется в ультразвук, чтобы сообщить окружающим организмам о стрессовом состоянии растения.

К примеру, часто растения поедаются насекомыми, которые нарушают их целостность. Исследователи предположили, что в этом случае ультразвуковой «крик боли» растения издают, приманивая насекомоядных животных. Чувствительные к ультразвуку мотыльки также воспринимают сигналы от растений и не откладывают свои яйца на растениях, которые находятся в стрессе и вскоре могут погибнуть.

Несколькими годами ранее ученые описали еще один защитный механизм, который используют растения. Доказано, что при воздействии на листья растения, например, их обрывании, иногда даже прикосновении листья выбрасывают в воздух химическое вещество с неприятным запахом и вкусом, которое способно отпугнуть насекомых. Одновременно соседние растения, на которых попадают эти химические сигналы, также выбрасывают его для собственной защиты. Подобные данные не только доказывают, что растения имеют довольно сложные защитные механизмы, но и способны общаться между собой, оповещая об опасности.