Как появился праздник Вход Господень в Иерусалим, какую молитву читают
Вход Господень в Иерусалим из числа двунадесятых в народе называют Вербным воскресеньем. В 2021 году он будет 25 апреля. Праздник появился благодаря большому событию – приезду Иисуса Христа в Иерусалим после воскресения Лазаря. В этот день православные христиане молятся, обмениваются поздравлениями. Вход Господень в Иерусалим предваряет Страстную седмицу перед Пасхой.
Праздник 25 апреля ранее называли Пальмовым воскресеньем. В большинстве стран, где пальм нет, используют вербные веточки, как символ этого дня. Верба первой распускается весной, как раз ко Входу Господня в Иерусалим.
История праздника Вход Господень в Иерусалим
События, благодаря которым появился праздник Вход Господень в Иерусалим, описаны в 4-х Евангелиях. Согласно священным текстам, в субботу Иисус Христос воскресил своего друга Лазаря из Вифании. В воскресенье Он возвращался в Иерусалим, где уже знали о сотворенном чуде. В городе Иисуса Христа встречали как победителя, стелили Ему путь своими вещами, пальмовыми ветками.
Евреи ожидали Иисуса Христа, считая его политическим освободителем. Они смотрели на Него, как на Чудотворца, который воскрешает мертвых, может накормить хлебом сразу несколько тысяч человек. Его встречали с почестями. Сам Иисус Христос знал, что путь из пальмовых веток ведет к Его казни на кресте.
Вход Господень в Иерусалим – главное событие земной жизни Спасителя. Символом праздника должны быть вайи, пальмовые ветки, поэтому еще одно название этого дня – Неделя вайи. На Руси вайи заменили вербными ветками: верба – первое дерево, которое распускается весной.
Отмечать Вход Господень в Иерусалим на Руси начали в 10 столетии. Правда, христианская церковь его праздновала с 3 столетия. По традиции в этот день в храмах освящают вербу. Дома ее легонько ударяют родственников, чтоб они были здоровыми, и скот. Веточки хранят за иконами год, как оберег для дома от пожаров и ненастий.
Молитва и тропари праздника Вход Господень в Иерусалим
Главная молитва праздника:
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
Кондак, глас 6
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во Имя Господне.