Как русские поселенцы на Аляске устранили дефицит женского населения
Первые поселенцы в любом крае — это, как правило, мужчины. В первые месяцы и даже годы именно грубая мужская сила должна покорить новые просторы, создав возможность пригласить туда женщин. Тот же принцип работал во время освоения Крайнего русского Севера — Аляски. Православные мужчины из казаков, промышленников, охотников остро нуждалось в женщинах и семьях для того, чтобы основательно пустить корни на новой земле. Как же поселенцам приходилось решать недостаток женщин в первое время?
В 1860 году было такое понятие как русская Америка — это была, в основном, часть материка, близко прилегавшая к нашей Чукотке. На Аляску первые наши поселенцы ступили во времена расцвета Российско-Американской компании (РАК) — была такая фирма по освоению новых земель и торговле со Штатами. Немудрено, что на первых порах наблюдался гендерный перекос, причем существенный. За всё время существования Российско-Американской компании русских женщин в колониях постоянно было в десять раз меньше, чем мужчин.
В 1860 году на Аляске жило и работало 576 русских мужчин и всего 208 женщин, и мужчины решили не усложнять — жили ведь не на необитаемом острове. Рядом жили местные племена алеутов, тлинкитов и индейцев, которые досконально знали суровый северный быт и могли быть очень полезны.
Религиозные нестыковки мешали русским поселенцам
Оказавшись в отчаянном положении, славяне-мужчины вынуждены были водить близкую дружбу с местными девушками. Кстати, они были добрые, отзывчивые и очень наивные. Выражение «наивная чукотская девушка» популярно до сих пор.
Сожительство с местными радовало время от времени, но нормальному мужчине нужна настоящая семья. А аборигены не были православными — налицо религиозный диссонанс. Из него тоже вскоре нашли выход: девушки принимали православие и тогда могли выходить замуж на наших мужчин.
На Аляске женщин очень не хватало: этнографы
Чем южнее, тем раскованнее народ, и на южном побережье Аляски процветал стародавний бизнес: сутенёрство. Дело держал в своих руках местный контингент, отмечает этнограф Кирилл Хлебников. Оказывается, глава Ново-Архангельской конторы РАК Александр Баранов был в курсе этого явления и даже рассказал о его подробностях. Это была целая церемония — уступка женщин поселенцам.
«Многие из них привозят <…> девок и приглашают русских ими пользоваться; всё, что получает девка, отбирается хозяином, – возмущался Хлебников. – <…> Известно, что многие промышленники разорились, одевая своих гнусных любовниц».
По тону описания становится ясно, что правитель не одобрял такого подхода. К тому же, стародавние языческие верования местных барышень сильно сказывались на их внешнем виде, они были порой страшные: «Женщины прорезают нижнюю губу и вставляют деревянные планки, придающие чрезвычайно отвратительный вид лицу», – писал Хлебников.
Но что поделать: проституция и повсеместный грех с местными были единственным решением для свободных молодых мужчин наладить свой быт без женщин. Многие славяне быстро подпадали под очарование вольной жизни и бытовавшего на Аляске порока — полная безнаказанность всегда отличала всех колонистов планеты. Побывавший на Аляске в 1802 году моряк и путешественник Гавриил Давыдов отмечал, что правителю Баранову еще бороться и бороться с «закоренелым развратом находящихся здесь русских».
Калифорнийские «жрицы любви» скрашивали досуг русских поселенцев
Первое российское поселение не только на Аляске страдало от недостатка женщин, в солнечной Калифорнии дела обстояли не лучше (там у РАК тоже были свои дела). Но тут мужчин выручали местные индейские дамы. Причем, было их немало, согласно переписям 1820 и 1821 годов: в Форт-Россе их было 57 душ, и большинство из них оставались некрещёными. Возвращаясь домой, сожительницу, естественно, с собой не брали.
Понимая насущную проблему и важность увеличивать народонаселение на новых землях, начальство делало попытки решить проблему дефицита славянских женщин. В 1827 году этот вопрос прямо поставил правитель Аляски Пётр Чистяков. Но оказалось, что ни одна порядочная русская женщина одна — без мужа — никуда не стронется с места. А посылать на Аляску «заведомо развратных и штрафованных в надежде, что они исправятся, правила разборчивости не позволят».
Тогда начальство на Аляске выдвинуло требование первым поселенцам — жениться на индианках, улучшать демографическую ситуацию и исправлять половой перекос. Дети таких смешанных браков назывались «креолами», росли они уже в русской культуре и православии. Подход, простой и честный, оказался верным: по переписи 1863 года подобных потомков славянских поселенцев на территориях РАК проживало уже 1989 человек.