Казахстанская афера: как сотни россиян лишаются иномарок, купленных в автосалонах
В последние месяцы на территории России разворачивается громкий скандал, связанный с массовым изъятием автомобилей, приобретенных россиянами по так называемой «казахстанской схеме». Согласно данным экспертов, более 800 машин, преимущественно корейского и японского производства, оказались под угрозой изъятия после того, как выяснилось, что они были куплены с использованием мошеннических схем. Ситуация обострилась после массовых заявлений граждан Казахстана о мошенничестве, которые привели к возбуждению уголовных дел и международному розыску автомобилей.
Механизм мошенничества
Как сообщает Максим Шелков, руководитель экспертного центра «Автокриминалист», схема мошенничества начала реализовываться в 2023 году. Казахстанские граждане заключали договоры с мошенниками, которые обещали помочь им оформить автомобили в кредит под предлогом их последующей работы в таксопарках или автопрокате. Обещания о том, что платежи по кредитам будут внесены, оказались пустыми. В итоге, после нескольких неплатежей, казахстанские банки начали требовать возврата долгов от заемщиков, а мошенники пропали с автомобилями, которые были вывезены в Россию.
Читайте по теме: Заказ европейских авто из Китая: в чем подвох поставок
Все эти машины были официально оформлены в Казахстане с получением необходимых документов, таких как электронный паспорт технического средства (ЭПТС) и свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Однако в России они были представлены как новые автомобили, не имеющие учета в Казахстане. Договоры купли-продажи подделывались, что дало возможность обмануть как покупателей, так и правоохранительные органы.
Последствия для россиян
Ситуация с изъятием автомобилей резко ухудшилась в феврале 2024 года, когда казахстанцы начали подавать массовые заявления в полицию. В результате российские правоохранительные органы начали выявлять и изымать автомобили, купленные по данной схеме, что вызвало панику среди их владельцев в России. Многие из них узнали о том, что их автомобили находятся в международном розыске, только после обращения в ГИБДД для переоформления.
Примером является история москвича Антона Сидорчука, который купил кроссовер Hyundai Creta. После продажи автомобиля новой владелице она столкнулась с тем, что машину изъяли в ГИБДД, сообщив, что она находится в международном розыске. Антону удалось установить связь с казахстанским собственником, который также оказался жертвой мошенничества. Этот случай иллюстрирует, как быстро и неожиданно могут обернуться последствия для добросовестных покупателей.
Возможности для пострадавших
Сейчас пострадавшие россияне находятся в сложной ситуации. Юристы советуют им обращаться к продавцам автомобилей с требованиями о возврате средств, но многие автосалоны уже могли объявить о банкротстве. Юрист Сергей Смирнов предупреждает, что если автосалон изначально знал о мошеннических схемах, то возврат средств может оказаться невозможным.
Тем не менее владельцы автомобилей могут попытаться признать себя добросовестными приобретателями через суд, но это требует доказательства того, что они не знали о залоге. В условиях, когда информация о залоге предоставляется в Казахстане только по номеру автомобиля и свидетельству о регистрации, а не по VIN-номеру, это может стать серьезной преградой.
Ситуация с изъятием автомобилей, купленных по «казахстанской схеме», подчеркивает важность осведомленности и осторожности при приобретении автомобилей. Этот случай стал не только уроком для покупателей, но и сигналом для власти о необходимости усиления контроля за автосалонами и пересмотра правил по параллельному импорту автомобилей. Важно, чтобы пострадавшие получили помощь и защиту своих прав, а виновные в мошенничестве понесли заслуженное наказание.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Tesla представляет революционное роботакси Cybercab: автомобиль без руля и педалей, который изменит будущее