Лучший секретный агент Франции носил женское платье

20:48, 10 Янв, 2021

Король Франции Людовик XV был падок на женщин, впрочем, эту отличительную черту можно четко проследить почти в каждом потомке Генриха Наваррского. Осознавая безграничную власть женщин, мудрый король предпочитал доверять шпионскую деятельность агентам в юбке. И не обязательно это должна была быть дама, достаточно умения сыграть женскость. Согласно историческим хроникам, самым талантливым актером на шпионском поприще оказался шевалье де Еон, вошедший в историю европейской дипломатии как мадемуазель Лия де Бомон.

Скандальная история, связанная со сменой пола шпиона, до сих пор требует разъяснений. Образ шпиона короля в женском платье широко растиражирован в литературе и даже балете. Но самой познавательной и глубокой книгой на эту тему остается роман советского историка Валентина Пикуля «Пером и шпагой».

Шевалье-девица — секретный агент Людовика в женском платье

Жизнь и приключения французского агента мадемуазель де Бомон потрясают воображение, а ведь карьера шпиона не было особо долгой. Зато за этот краткий срок шевалье в женском платье успел заложить под фундамент европейской политики бомбу замедленного действия. По слухам, шевалье де Еон смог невероятное — раздобыть завещание Петра Первого. Документа, по слухам, в природе не существовало, но никто из правителей Европы в такое не верил.

Хотя Франция традиционно не любила Россию, дипломатические связи все же существовали. Бывали моменты, когда они рвались, но по прошествии лет всё же надо было их восстанавливать. Людовик Пятнадцатый как раз царствовал в такой сложный исторический момент: с Россией он решил подружиться, но наша императрица Елизавета Первая была на него сильно обижена.

Для разведки положения решено было задействовать тоже женщину, но подходящий кандидатур не было. Зато на примете у короля был молодой юрист хрупкого телосложения и небывалого аналитического ума. Решено было нарядить его в дамское платье и отправить на разведку в Россию.

Шевальесса в России обнаружила завещание Петра Первого

Странный персонаж, не отягощенный моралью, мог менять личины в зависимости от настроения и обстоятельств. Он то щеголял в мужской, то в женской одежде. Выдавал себя то за драгунского капитана де Еона, то за мадемуазель де Бомон. В Петербург в 1755 году он въехал как девушка, которой в задачу вменялось втереться в доверие к самой императрице и расстроить альянс России и Австрии. Версалю такая мощная военная группировка была совершенно не нужна.

Дальше историки опираются лишь на мемуары современников, которые уверяют, что план шпиона удался лишь отчасти. Очаровательная Лия де Бомон каким-то чудесным образом всё же смогла проникнуть во дворец, где ей доверили читать императрице на ночь. Зная то, как Елизавета не любила книги, сложно поверить, что француз в юбке целый месяц ежевечернее читал дочери Петра сочинения Монтескьё.

Как бы там ни было с философскими чтениями, у де Еона появилась возможность входить в царские помещения. По его словам, он разыскал в тайном архиве Петергофа тайное завещание Петра Великого и даже скопировал его. На этом история документа (если он вообще существовал в природе) прерывается на полвека.

Шевалье де Еон не справился с управлением собственной судьбой

Почему шевалье-девица не доставил такой важный исторический документ своему королю? Наверное, потому что не было что доставлять. Сама де Бомон о завещании не написала ничего в первом издании своих мемуаров в 1779 году. Детективная сага о копировании завещания императора России всплыла лишь во втором издании мемуаров экс-шпиона. Причем невооруженным глазом видно, что мемуары второго разлива в 1836 году были сильно разбавлены домыслами и недосказанностями, которые должны были придать книге скандальности и многозначительности. Для улучшения продаж, разумеется.

Объяснение простое — де Еон сразу же после своей миссии в Петербург быстро вылетел из дипломатической службы Версаля. Парень (а это был мужчина, официально установлено посмертно) был исключительно умный, но по молодости лет не оценил серьезности положения. Королю Людовику надоела непредсказуемость бывшего шпиона настолько, что он приказал ему носить женское платье до самой смерти. Это было сущее наказание, от которого де Еон пытался скрыться в Англии.

Всю жизнь шевалье-девица нуждался, скандалил, мошенничал. Подрабатывал тем, что давал уроки фехтования — это был лучший мастер своей эпохи! Дожил до седых волос, умер в нищете, а весь его домашний архив тут же конфисковали чиновники дипломатического ведомства Франции. Приглашенный патологоанатом официально удостоверил, что скончавшаяся Лия де Бомон была мужчиной.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *