МЭА пророчит углю логистические сложности и спад спроса
Угольная отрасль России в последнее время продолжает бороться с вызовами, спровоцированными, в частности, недостатком транспортных мощностей, о которых неоднократно заявляли представители компаний. В Международном энергетическом агентстве ожидают, что сектор может столкнуться со значительным сокращением экспорта угля в 2024 году. О предпосылках для снижения поставок сообщает «Коммерсантъ».
МЭА не раскрывает точные данные о объемах экспорта угля из России за 2023 год. В Минэнерго, однако, было заявлено, что за прошлый год было добыто 438 млн т твердого топлива. На экспорт было отправлено около 50%. Добыча в 2024 г. должна составить примерно 440 млн т. При этом Россия планирует экспортировать 210-220 млн т.
Основные проблемы, способствующие сокращению экспорта, связаны с действующими санкциями США, наложенными на крупных российских производителей угля. Ограничения оказали значительное влияние на рынок, так как другие страны, имеющие торговые отношения со штатами, начали снижать закупки. Дополнительные трудности вызывают проблемы с железнодорожными перевозками и экспортные пошлины. Они могут снизить конкурентоспособность российских компаний на международной арене. Отмечается, что напряженность наблюдается на нескольких направлениях. Как писали на pronedra.ru, загрузка железнодорожной инфраструктуры создала риск стабильности работы угольных предприятий. Железнодорожный экспорт угля за этот период снизился на 9,5%, достигнув 91,2 млн тонн. Эти данные подтверждают обострение ситуации в угольной отрасли, которая уже давно сталкивается с трудностями.
Добыча варьируется в зависимости от компании, отметили в МЭА. Так, «Эльгауоль» довела объем до 10 млн т – за январь-май показатель вырос на 31%. Одновременно СУЭК показал сокращение на 4%. Однако, МЭА не указывает точные цифры добычи данной компании.
Основными факторами, способствующими снижению экспортных поставок, являются падение мировых цен на уголь и резкий рост производственных и логистических затрат. Эти условия приводят к убыткам от экспортных операций. Котов также отметил, что в первом полугодии наблюдались серьезные перебои в отгрузках через ключевой порт на юге России в Тамани, что дополнительно усложняет ситуацию. Инфраструктурные ограничения на железных дорогах усугубляются трудностями с взаиморасчетами с Китаем, который является важным покупателем российского угля.