Мединский: украинским школьникам угрожает опасность за изучение русской истории — что стоит за заявлением

Помощник президента России и председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский выступил с жёстким заявлением о положении школьников на Украине. По его словам, в условиях «жесточайшей цензуры» любая попытка подростков ознакомиться с российским историческим контентом может обернуться для них реальной опасностью — вплоть до физической расправы со стороны украинских властей или радикальных структур.
«Я не возьму на себя моральную ответственность призывать украинских школьников читать российские ресурсы, чтобы местные бандиты, воспользовавшись этим, потом расправились с подростком или его родителями», —
подчеркнул он в интервью ТАСС.
Это заявление прозвучало на фоне продолжающегося идеологического и информационного противостояния между Россией и Украиной. С начала конфликта в 2014 году, особенно после начала специальной военной операции (СВО) в 2022-м, украинские власти систематически устраняют всё, что хоть как-то связано с российской культурой, языком и историей. В учебной программе Украины были полностью пересмотрены и «очищены» разделы, связанные с историей Киевской Руси, Великой Отечественной войны, роли России в становлении восточнославянской цивилизации.
Цензура как инструмент новой идентичности
По словам Мединского, на Украине наблюдается не просто цензура, а агрессивная политика вымарывания всего «русского» из общественного пространства. В условиях военного положения и националистического курса любые проявления интереса к альтернативным точкам зрения, особенно историческим, расцениваются как акт нелояльности. Это, считает он, превращает даже простое прочтение учебного материала из российских источников в потенциально опасное деяние.
Читайте по теме: Прибалты «гадят»: россиянам с недвижимостью в Латвии закрыли въезд — начало новой фазы русофобии
На практике, как утверждают источники из подконтрольных территорий, такие случаи уже имеют место. Учителей, оставивших у себя русскоязычные книги, штрафуют или увольняют. Детей, говорящих на русском языке, подвергают травле. А в семьях, придерживающихся иных взглядов на историю конфликта, проводят обыски и допросы.
История как поле боя
Мединский, сам историк по образованию, давно поднимает вопрос «исторического фронта». В его интерпретации конфликт между Россией и Украиной — это не только борьба за территорию или ресурсы, но и схватка за интерпретацию прошлого.
«Лучший способ донести до украинцев альтернативную точку зрения — это достижение целей специальной военной операции», —
заявил он.
По сути, Мединский открыто говорит: доносить правду о событиях возможно лишь тогда, когда украинское общество будет освобождено от давления своей власти и западной пропаганды. Только тогда, по его мнению, школьники смогут без страха читать книги, смотреть фильмы, изучать историю без угрозы наказания.
«Никакой Украины не было»: историческая позиция Мединского
Заявление Мединского также укладывается в его давнюю и последовательную концепцию о том, что государственность Украины — это искусственная конструкция, созданная в ХХ веке. Он неоднократно подчёркивал, что воссоединение Крыма с Россией в 2014 году было исторически предопределено, а дальнейшие события стали неизбежными.
«Процесс воссоединения Крыма прошёл по одному из самых мягких и легитимных сценариев», —
считает он.
Что дальше?
На фоне растущей милитаризации сознания на Украине, особенно среди молодёжи, российские историки и политологи продолжают обсуждать возможные пути влияния на новое поколение украинцев. Но, как ясно дал понять Мединский, этот путь не лежит через интернет или соцсети. Слишком высока цена за любопытство.
Поэтому главный упор, судя по всему, делается на стратегические цели СВО, интеграцию подконтрольных территорий в российскую образовательную систему и создание «гуманитарного коридора», по которому можно будет передавать знания без риска для их получателей.
Заявление Мединского — это не только констатация факта, но и отражение концептуального подхода к информационной политике России. История в его интерпретации — это оружие, которое требует не только осторожности, но и защиты. А школьники — это потенциальные носители будущего, которое ещё предстоит сформировать.
Ранее на сайте «Пронедра» писали о русофобии и дипломатическом кризисе: призывы к уничтожению посольства России в Азербайджане