На дне Финского залива обнаружены четыре подбитых немцами советских корабля

19:04, 17 Май, 2021

Четыре советских боевых судна, затопленных нацистами во время Великой Отечественной войны, были обнаружены на дне Финского залива. Усилия, предпринятые руководством поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», теперь позволят узнать имена героев.

Как отмечают историки, четыре корабля Военно-морских сил СССР участвовали в Таллинской операции в самом начале войны. Этот важный для наших моряков прорыв обошелся слишком дорого: четыре судна пошли на дно, а ведь это был санитарный транспорт! Подводники отмечают, что на борту найдены останки 2,5 тысячи человек — их память теперь увековечена, а потомки, наконец, узнают историю героев своей семьи.

Проектом руководит Константин Богданов, в своем заявлении от 15 мая он отметил, что все четыре судна погибли 29 августа 1941 года от града ударов немецкого люфтваффе. Под водой обнаружены:

  • госпитальный транспорт «Калпакс» № 524,
  • санитарный корабль «Алев» № 511,
  • транспорт «Ярвамаа» № 547,
  • судно «Атис Кронвальдс» № 563.

При поисках в окрестностях острова Мощный (бывший Лавенсаари) подводники обнаружили многочисленные останки суден, сама операция проходила 5-15 мая на глубине 40–50 метров. Колокола судов помогли определить останки, отмечают участники «Разведывательно-водолазной команды» (организатор поисковой экспедиции). Исследователи обнаружили на госпитальном транспорте «Калпакс» не только останки большого количества людей, но и стрелковое оружие и каски.

История кораблей, затонувших в 1941 году

Таллинский прорыв — название операции ВМФ СССР по эвакуации основных сил Балтийского флота в конце августа 1941 года. Из порта вышли 225 кораблей и судов, до Кронштадта добрались лишь 163 из них. Во время смертельного перехода немцы прицельно били авиационными снарядами наши санитарные судна, одним из которых был «Калпакс» — корабль с давней и славной историей.

Судно было построено еще до революции 1917 года, закладывалось как грузовое на французских верфях. Первое его название (1914 год) при спуске на воду было «Marie Louise». Вместительный и скоростной пароход приглянулся английскому судовладельцу, который тут же переименовал его на британский манер — «Leyton».

Прослужив верой и правдой как сухогруз на протяжении 12 лет, корабль меняет хозяина. В 1926 году частная судоходная компания из Латвии приобретает Марию-Луизу и дарит ей третье по счету имя — в честь Оскара Калпакса. Имя этого некогда российского офицера высоко ценилось в Латвии: это был первый командир армии возникшего на обломках Российской Империи независимого государства Латвийского.

Усиливая военно-морской флот, СССР в 1940 году национализировал все суда в Латвии, которая вошла в состав Союза. Созданное Латвийское государственное морское пароходство приняло на баланс «Калпакс». После нападения Гитлера на Советский Союза судно мобилизовали в составе Балтийского флота как военный транспорт. Надо отдать большевикам должное — судну оставили старое наименование «Kalpaks», его с бортов не убирали.

Геройская смерть застала госпитальное судно «Калпакс», шедшее в составе конвоя №1, в 16 часов 45 минут 29 августа 1941 года. Авиационная бомбардировка нацистов подбила кораль юго-западнее острова Мощный, который тогда назывался Лавенсаари.

Подробный рапорт чудом выжившего капитана судна Эрнста Вейнбергса помог понять историю гибели санитарного судна, а многолетние исследования Таллинской трагедии контр-адмиралом в отставке Р.А. Зубковым окончательно прояснили картину гибели «Калпакса» для потомков. Недавнее обнаружение останков четырех суден поставило точку в изучении Таллинского перехода, уверены историки. Никто не забыт, ничто не забыто.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *