Новые правила для электросамокатов: о чем предупредили россиян
Министерство транспорта России планирует внести новые изменения в правила дорожного движения, касающиеся электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), о том, что об этом известно на сегодняшний день, сообщает издание «Вечерняя Москва».
Какие новые правила для электросамокатов хотят ввести в России
С начала марта 2023 года электросамокаты были признаны отдельной категорией транспортных средств, и в Правилах дорожного движения (ПДД) были внесены соответствующие правила, которые водители электросамокатов обязаны соблюдать, — передаёт pronedra.ru. Ключевыми моментами стали:
- Максимальная скорость движения электросамокатов не должна превышать 25 километров в час.
- Были введены новые дорожные знаки, регулирующие движение электросамокатов в определенных зонах или ограничивающие их передвижение.
- В «медленных» зонах, таких как парки, где установлены специальные знаки, разрешено двигаться со скоростью не более 5-10 километров в час.
- Закреплены правила движения рядом с пешеходами. Электросамокаты могут двигаться рядом с пешеходами только в том случае, если рядом нет велодорожки или если водитель самоката едет вместе с ребенком до 14 лет, используя другое СИМ.
- В случае, если вес СИМ превышает 35 килограммов, разрешено движение только по дорогам.
Также предусмотрены штрафы за нарушения правил. Например, при наезде на пешехода или причинении легкого вреда здоровью водителя электросамоката ожидает штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. Такая же величина штрафа предусмотрена за нарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения. За некоторые нарушения можно оштрафовать на меньшую сумму: например, за переезд по пешеходному переходу могут выписать штраф в размере 800 рублей, а за создание помех другим участникам дорожного движения — 1000 рублей.
Что планируют
На круглом столе, который состоялся 20 июля в Общественной палате, обсуждалась ситуация с средствами индивидуальной мобильности (СИМ). В рамках мероприятия заместитель директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта России, Владимир Луговенко, заявил о планах ведомства внести новые правила для водителей электросамокатов.
Основные предложения по новым правилам включают следующее:
- Обгон пешеходов на электросамокатах будет ограничен: данный маневр разрешат совершать на скорости не выше 10 километров в час. Конкретные механизмы контроля скорости еще будут обсуждаться в правительстве.
- Значительно увеличатся штрафы за превышение скорости на электросамокате — размер штрафов также находится в стадии обсуждения.
- Планируется создание специального электронного реестра СИМ, в котором будут фиксироваться все средства индивидуальной мобильности.
- Пока нет планов о введении госномеров для самокатов, однако чиновники хотят четче разграничить понятия «СИМ» и «мопед». Текущие формулировки вызывают споры между пользователями и Госавтоинспекцией.
Введение указанных изменений позволит более ясно регулировать движение электросамокатов и снизить возможные риски для пешеходов и водителей СИМ на дорогах.
Есть нюансы
Специалист по правовым вопросам, адвокат Сергей Радько рассказал о своем мнении относительно необходимости уточнения правового статуса некоторых электросамокатов.
Он обратил внимание на то, что мопедами считаются самокаты с мотором мощностью свыше 250 ватт, однако возникают затруднения в сертификации таких устройств. Некоторые самокаты имеют мощность 350 ватт и классифицируются как мопеды, но могут не иметь необходимой маркировки, что усложняет определение их мощности на практике.
Введение номеров для самокатов представляется проблематичным, поскольку габариты номеров должны быть сопоставимы с мотоциклетными, и их закрепление на самокатах представляется сложной задачей.
Специалист также указал на трудности контроля за нарушениями скоростного режима, так как самокатчики передвигаются повсеместно, и установка камер везде не реализуема. Он отметил, что необходимо разрешить эту проблему с учетом особенностей различных видов транспортных средств и скоростных ограничений.
Относительно ввода водительских прав для электросамокатчиков, адвокат считает, что это сложная задача, и можно обойтись без этого мероприятия. Создание отдельной категории для самокатов с небольшой мощностью также представляется проблематичным в связи с регулированием категорий транспортных средств международными документами.
Радько подчеркнул, что правительству необходимо тщательно продумать контроль за внедрением новых правил и мер, чтобы обеспечить эффективность их применения. Он отметил, что необходим контроль, чтобы законы работали и обеспечивали безопасность всех участников дорожного движения.