Новый утильсбор: как изменится рынок автомобилей в России

В ближайшие недели российский авторынок может столкнуться с масштабными изменениями. Министерство промышленности и торговли РФ подготовило корректировки в системе расчета утилизационного сбора. Теперь эксперты уверены: нововведения ударят прежде всего по «серым» схемам ввоза автомобилей, стимулируя покупателей переходить к официальным дилерам.
Что изменится
Согласно проекту, который планируется ввести в силу уже в ноябре, размер утильсбора будет напрямую зависеть от мощности двигателя. Для физических лиц сохранится льготный тариф — но только при покупке автомобилей с двигателем до 160 л. с. Более мощные машины попадут под стандартную коммерческую ставку, что автоматически увеличит их стоимость на сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей.
Таким образом, приобретение автомобилей через параллельный импорт, который активно использовался последние два года, станет значительно менее выгодным.
Официальные дилеры против «серых» поставщиков
По словам Алексея Кожухова, директора по маркетингу Rox Motor, разница в цене может достигать миллиона рублей, и это станет весомым аргументом даже для покупателей премиум-сегмента.
«Потребители начнут чаще выбирать официальных дилеров, ведь это не только гарантия качества, но и доступ к оригинальным запчастям и сервису», —
подчеркнул он.
Эксперт ожидает, что объем параллельного импорта постепенно снизится, а структура рынка станет более «прозрачной» и предсказуемой.
Производство на территории России
Важным контекстом для предстоящих изменений стало заявление Rox Motor о планах локализовать производство в России. По данным компании, переговоры с одним из отечественных предприятий, специализирующихся на сборке автомобилей премиум-класса, уже близки к завершению. Первый выпуск машин на российской площадке ожидается в первом квартале следующего года.
Этот шаг может стать ответом на новые правила: локальная сборка позволит снизить издержки и укрепить позиции бренда на рынке.
Двоякая реакция рынка
Однако не все участники рынка оптимистичны. Представители белорусского автопроизводителя Belgee считают, что пересмотр утильсбора приведет к удорожанию автомобилей и может негативно отразиться на общем объеме продаж. Для сегмента бюджетных машин даже небольшое повышение цен способно существенно сократить спрос.
Инициатива Минпромторга по изменению принципов расчета утильсбора может стать переломным моментом для российского авторынка. С одной стороны, государство решает задачу борьбы с «серыми» схемами, стимулируя развитие официального дилерского сегмента и локализацию производства. С другой — риски удорожания и сокращения доступных моделей для покупателей остаются.
Главный вопрос, который предстоит выяснить в ближайшие месяцы: смогут ли производители и дилеры предложить рынку компромиссные решения, чтобы новые правила не привели к стагнации продаж.
Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали о перспективах цен на автомобили в России – время скидок прошло