От дегустации до закона: как «Винная карта России» переписывает винный рынок страны

В России стремительно меняется отношение к отечественному вину — от скепсиса и иронии к уважению и признанию. Яркий тому пример — проект «Винная карта России», который, несмотря на свою молодость, уже оказывает ощутимое влияние на гастрономическую индустрию страны. Итоги второго по счёту дегустационного конкурса, состоявшегося в знаковом для винной культуры регионе Абрау-Дюрсо, говорят сами за себя: 117 из 210 представленных образцов отечественного производства получили высшую экспертную оценку. И эти вина уже заняли место в профессиональных винных картах лучших заведений Москвы, Петербурга, Краснодара и других городов.
Конкурс прошёл в эногастрономической столице страны — Абрау-Дюрсо, куда съехались ведущие шеф-сомелье топовых ресторанов из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Краснодарского края. Они дегустировали 210 вин от 70 виноделен. Судейская коллегия отметила стремительный рост качества российских вин, подчеркнув как технологический прогресс, так и вкусовое разнообразие — от классических игристых до экспериментальных тихих красных, пишет СМИ2.
Почёт в этом году разделили как крупные предприятия с десятками гектаров виноградников, так и небольшие, «бутиковые» производители, для которых участие в подобном проекте — это реальный шанс выйти из тени и получить доступ к федеральным торговым сетям.
Проект «Винная карта России» уже получил отклик со стороны Министерства сельского хозяйства. В ведомстве рассчитывают, что уже в этом году в Государственную думу будет внесён законопроект, обязывающий торговые сети и рестораны обеспечивать не менее 20% ассортимента за счёт российских вин. Это не просто административное давление, а элемент государственной стратегии по развитию национального виноделия.
С 1 апреля вступил в силу и новый национальный стандарт оформления винных карт. Согласно документу, отечественным винам должно отводиться первое место в меню, а также сопровождение специальной маркировкой — для акцентирования внимания клиентов.
Организаторы и участники конкурса подчеркивают, что речь идёт не просто о замене импорта или маркетинговом трюке. Речь о формировании национального винного сознания, где российское вино — не альтернатива, а самостоятельный культурный и гастрономический продукт.
Бренд-шеф-сомелье группы компаний «Абрау-Дюрсо» Светлана Ломсадзе объясняет:
«Мы должны продвигать бренд «российское вино», не одним представителем, а всем союзом производителей. Таким образом, не только русские люди узнают о русском вине, но и кто-то за рубежом, я надеюсь, тоже узнает. И мы все с вами будем жить в винной стране…».
Её поддерживает и Дарья Орлова, организатор конкурса и руководитель проекта Вино.ру:
«Мы своими глазами увидели, своими ушами услышали, что [сомелье] открыты для российского вина. Теперь у них есть инструмент, позволяющий не вслепую выбирать позиции, а с пониманием происхождения, вкуса и особенностей вин».
Если раньше отечественное вино воспринималось как экзотика или вынужденная мера на фоне санкций, то сегодня оно активно завоёвывает рынок благодаря качеству, грамотной презентации и поддержке государства. И это не только о замещении импорта. Это — о независимости в сфере вкусов, о культурной самобытности и формировании нового образа России как «винной страны».
Гастрономический патриотизм больше не выглядит анахронизмом. Это рабочий инструмент развития аграрного сектора, туризма и внутреннего потребления.
«Винная карта России» — это не просто дегустационный конкурс. Это — масштабный культурный и экономический проект, способный в ближайшие годы существенно изменить гастрономические привычки россиян, открыть рынки для отечественных виноделен и даже изменить ландшафт российского винного законодательства. Пока Европа закручивает винтовые пробки, Россия разливает по бокалам новое винное самосознание.