Планировал ли Китай войти в состав СССР?

17:40, 31 Дек, 2020

Архивные документы, которые из года в год постепенно открываются взору историков, порой потрясают. История отношений СССР и Китая обогатилась новыми справками, согласно которым «великий кормчий» Мао Цзэдун якобы планировал вхождение Поднебесной в состав Союза СССР. Представить такое сложно, и на самом деле всё обстояло не совсем так.

Китай в первой половине прошлого века был огромным, но очень сложноуправляемым государством. Поэтому версия о том, что страну планировалось ввести в состав СССР, стройно совсем не выглядит. Дело в том, что Мао не всегда был единоличным правителем Китая, долгое время ему противостоял Чан Кайши. И решить однозначно вопрос с СССР они не могли.

Сталин и Мао встретились лично лишь в 1949 году

Китай и СССР предпочитали жить мирно, хотя приграничные конфликты никогда не прекращались. СССР разрастался, и это пугало азиатские страны вроде Китая и Японии. В Москву Мао пригласили лишь после того, как в Китае окончательно победил коммунизм и исчез Чан Кайши. Первый визит китайского вождя в СССР длился 65 дней, так что дискуссия была важной и требовала проработки вариантов.

Страны решили подписать договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет начиная с февраля 1950 года. Запад взвыл от ужаса перед таким мощным сотрудничеством, поэтому в прессу срочно начали сливать версии о том, что Мао ведет в Кремле переговоры о вхождении Китая в состав СССР. В действительности же Мао Цзэдун вряд ли желал отдавать власть Сталину — не для того он устранил с пути Чан Кайши.

Более того, китайский лидер не хотел даже подписывать сталинский договор о дружбе, но пришлось. Иосиф Виссарионович таким образом хотел обуздать националистические потуги Мао и его явно троцкистские замашки. Живя и работая бок о бок с СССР, Мао Цзэдун должен был пообтереться и понять, что коммунизм — дело верное и очень благодарное, учитывая постоянную помощь советской стороны.

Как провинция Китая чуть не стала советской республикой

СССР помогал всем в Китае — и коммунистам, и генералу Чан Кайши. Под шумок Кремль рассчитывал взять одну из провинций Китая под свой протекторат: Синьцзян, или Восточный Туркестан как раз мог войти в состав СССР. Дело в том, что после падения императорского дома Китая в 1912 году и Гражданской войны в России в 1918-1920 гг. именно в этой провинции сконцентрировалось немало бывших военных — китайских сепаратистов и российских белогвардейцев.

Узнав об этом, Чан Кайши решил, что там нужна сильная рука и послал в Синьцзян войска. Возник бунт 1931 года, в котором местное населения стало на сторону бывших белогвардейце и сформировало в 1933 году Тюркскую исламскую республику Восточного Туркестана. Тут уж возмутился Сталин — такая язва практически на границе с Союзом требовала мгновенного иссечения.

Вот так советские войска вошли в Синьцзян, быстро разгромили сепаратистов, а СССР на время подружился с Чан Кайши, который подписал с СССР ряд соглашений и фактически отдал мятежную провинцию под управление советских военных специалистов и «консультантов».

Однако коварный план Чан Кайши в 1942 году неприятно поразил Сталина. Дело в том, что существующий на советские деньги генерал верил в разгром СССР фашистами, поэтому он решил предать Сталина. Весь советский контингент специалистов арестовали. Сталин вскоре ответил руками «одумавшихся» белогвардейцев: в 1944 году СССР организовал в провинции гражданскую войну с созданием 12 ноября 1944 года Восточно-Туркестанской республики с собственными армией и правительством.

Вот тут разговоры о вхождении части Китая в состав СССР были чистой правдой. Правда, речь шла лишь об одной — очень проблемной — провинции. Однако планам включения Восточного Туркестана в СССР не суждено было сбыться: в Китае к власти пришел Мао, приказавший поглотить провинцию в состав красной КНР. Сталин не стал возражать — ход Цзэдуна его устраивал.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *