Почему цена на бензин растет даже на фоне падения спроса?
Низкие цены на нефть – совершенно не повод для изменения ценников на автозаправках. За счет маржи между недорогостоящим оптом и предыдущими расценками в рознице российские производители попытаются компенсировать свои убытки от падения спроса, единогласно отмечают рыночные эксперты.
В середине апреля текущего года представители отечественной «нефтянки» продавали бензин себе в убыток – стоимость его в опте элементарно не покрывали все издержки производства сырья. НПЗ снизили цены на автомобильное топливо на фоне рекордного падения спроса: объем перевозок сократился на 80 процентов, и продажи на АЗС в итоге упали.
«Чтобы не останавливать производство, нефтепереработчики пошли на такую меру», — говорится в обзоре руководителя Goldman Group Дмитрия Гелемурзина.
Нефть подешевела, и экспорт перестал быть выгодным. Действие демпфирующего механизма в России продолжается, а построено оно так, что при отрицательных показателях экспорта производители должны обеспечивать возврат демпфера бюджету. Если экспорт положительный, речь идет об обратном процессе, и ценники на внутреннем рынке не повышаются, констатировала аналитик компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева.
Цена на бензин: почему растет и от чего зависит
По словам председателя Независимого топливного союза Павла Баженова, режимом регулирования в нашей стране предполагается медленное, но постоянное повышение цены на бензин в рознице. Связано это с тем, что цены на автомобильное топливо – под контролем государства. Павел Баженов подчеркнул: какая стоимость нужна будет государству, такую оно и установит. Рынок «зажимает» регулирование, и именно по этой причине постоянно имеют место перекосы, пояснил эксперт.
Главными условиями формирования цен на бензин в опте являются налогообложение и такая альтернатива как экспорт, заявили в Независимом топливном союзе.
«Экспортная альтернатива — это та цена, по которой продукцию можно отправить за границу. Россия — страна-экспортер, а, следовательно, ее нефтяные компании всегда следят за экспортными котировками. В случае повышения мировых цен объемы уходят на экспорт», — объясняет Павел Баженов.
Дешевого бензина в России не будет
На фоне той ситуации, которая сложилась в стране из-за пандемии коронавируса, начали звучать инициативы относительно удешевления бензина для граждан. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский ранее предложил опустить стоимость литра топлива до 10 рублей. Депутат Госдумы выразил мнение о том, что граждан можно стимулировать таким образом пользоваться личным автотранспортом в период пандемии. Однако, аналитики сомневаются, что российская «нефтянка» на такое пойдет.
Когда граждане никуда не ездят, а сидят по домам, уже не важна стоимость бензина, если необходимости в нем нет здесь и сейчас, поясняют специалисты. Кроме того, при снижениях объемов продаж остаются неименными постоянные издержки заправок: зарплаты сотрудников, коммунальные, арендные платежи, налоги. Только они распределяются уже на меньший объем реализованного сырья. Поэтому, если маржа АЗС по отношению к пониженной стоимости в опте и повышается, то не на столько, чтобы можно было радикально опустить цены на бензин в рознице.
Оксана Лукичева не исключает некоторое снижение розничных цен, однако, конкретные котировки будут зависеть, по ее словам, от ситуации в каждом конкретном субъекте, от спроса и удаленности от транзитных автотрасс. Если бизнес поймет в какой-то момент, что снизить цены выгодно – он это сделает.
Что же касается значительного удешевления бензина в России, то для этого нужно пересматривать демпфер – его механизм крайне негативно отражается сегодня на прибыли нефтяников. При таком снижении спроса цены на бензин будут только расти. В противном случае ни НПЗ, ни АЗС элементарно не выживут, резюмировали российские аналитики.
Читайте также: Цена бензина в России вышла на абсолютный исторический рекорд