Подростковые банды в СССР: история самой известной группировки «Тяп-Ляп»
Тема организованной преступности во времена Советского Союза была табуирована не зря, ведь зачастую не только у маньяков-одиночек появлялись последователи. Проникшись духом «бандитского романтизма» молодые умы зачастую тянулись продолжить дело своих кумиров. Не желая дать толчок для повсеместного роста числа организованных преступных группировок, советские правоохранители замалчивали похождение оных, не давая огласки довольно громким делам. Одним из таких было дело казанской подростковой банды «Тяп-Ляп».
Казанских подростков, собравшихся в группировку «Тяп-Ляп» в силовых структурах в конце 1970-х, знали во всем Союзе. Выходцы из нового района столицы Татарстана «Теплоконтроль» очень быстро заработали авторитет в особых кругах. Поговаривают, что само название группировки было насмехательской аббревиатурой завода «Теплоконтроль», вокруг которого и вырос довольно крупный район города. Расширение Казани в конце 1970-х, которое подминало под себя в состав крупного города максимально удаленные его районы, а также иногда некоторые деревни, давало плоды не очень добродушным взаимоотношениям. Подростки нередко вступали в драки «район-на-район», и местные частенько проигрывали, что значительно ускоряло озлобленность молодежи на социум.
Лидеры самой известной подростковой банды в СССР: Антипов, Джавда, Скрябин, Захар
Всего в группировке «Тяп-Ляп» было три лидера. Первым из них был Антипов, который сумел собрать вокруг себя спортсменов, открыв первый тренажерный зал района «Теплоконтроль» в Казани. Сильным и харизматичным предводителем стал боксер Завдат Хантимиров, который был известен своим пушечным ударом. Парень занимался боксом уже давно, но пробиться в профессионалы ему мешала врожденная злость, которая частенько перерастала на ринге в откровенную ненависть. Однажды, потеряв контроль над собой, Джавда отправил в реанимацию своего спарринг-партнера.
Что касается мозгового центра, то им единолично стал Скряба — Сергей Скрябин. Он также взял на себя «менеджмент» группировки. Именно Сергей Скрябин решал, кому можно войти в состав расширяющейся преступной группировки, раздавал задания лично всем «тяпляповцам».
Также в «Тяп-Ляп» был и свой психолог, которому удалось занять пост в верхах группировки. Им стал Михаил Зарахович, получивший прозвище Захар. Зарахович был к тому времени дипломированным детским психиатром. Всего в число банды входило несколько сотен бойцов, которые сами себя называли «торпеды».
Рекет, массовые избиения и заказное убийство
К 1976 году «Тяпляповцы» держали в страхе всю Казань. Тогда они уже успели отметиться четко спланированной акцией устрашения с избиением молодежи на танцплощадке. Вооружившись кусками арматуры, они прибыли к танцплощадке на автобусах, заблаговременно выведя из строя все таксофоны в округе. Нападение отличалось исключительной жестокостью. Тогда «торпеды» группировки отправили на больничные койки несколько десятков людей.
За этим последовала попытка убийства некоего приемщика цветного металла и стеклотары Гришина, который не желал платить «дань» группировке. Он решил обратиться в милицию, что только еще больше рассердило Джавду, который к тому времени уже отбыл срок в колонии за хулиганство. Получившие приказ от Джавды о ликвидации Гришина «торпеды» выпустили Гришину 2 заряда из обреза в спину, но тот сумел выжить.
Разгром банды «Тяп-Ляп» и приговоры лидерам
Бандитская романтика чаще всего погибает на скамье подсудимых в момент оглашения смертных приговоров. Случилось это в конце 1977 года, когда банда «Тяп-Ляп» зашла слишком далеко. В массовом нападении на Ново-Татарскую слободу погиб 74-летний местный житель.
Из Москвы в Казань прибыла специальная следственная группа. Сперва были сняты со своих постов высокопоставленные чиновники, которые замалчивали факт бесчинств преступной группировки. Все лидеры ОПГ были задержаны в срочном порядке и отправлены на скамью подсудимых.
К тому времени в лидерах банды числился десяток человек. Но главное, что были осуждены те, кто создал «Тяп-Ляп». Антипов, Скрябин и Зарахович были отправлены за решетку на 15 лет в колонии строгого режима. А самый кровожадный и неуравновешенный Джавда был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Державшийся до конца нагло и вызывающе, услышав смертный приговор, Джавда впал в истерику в зале суда. Но это его не спасло.
Таким оказался финал самой известной в Советском Союзе подростковой банды из Казани.