Поставщики СУГ сталкиваются со сложностями из-за нехватки железнодорожного транспорта
Компании, занимающиеся производством СУГ или сжиженных углеводородных газов, столкнулись со сложностями при организации отгрузки топлива. Вывозу запланированных объемов энергоресурсов препятствует дефицит цистерн. Их нехватка не позволила отгрузить десятки тысяч тонн СУГ с начала года. В условиях высокой загрузки вагоностроительных мощностей и подорожания новых цистерн, пополнение парка становится все более сложным, сообщает «Коммерсантъ».
СУГ не хватает цистерн
Представители крупных нефтехимических компаний подтверждают наличие серьезных проблем с вывозом продукции. В одной из ведущих структур сообщают, что из-за нехватки цистерн за первые 4 месяца не удалось отгрузить более 50 000 тонн СУГ. Это вызвало сокращение объемов переработки нефти и привело к срывам поставок моторных топлив на внутренний рынок. В другой компании говорят о невозможности вывоза свыше 19 000 тонн СУГ к маю.
Около 293 000 т сжиженных газов было отгружено для нужд нефтехимии в марте, показывает статистика ЦДУ ТЭК. Основной объем, порядка 207 000 т, перевозили по железной дороге. Однако этого оказалось недостаточно для нормального функционирования отрасли.
На ситуацию с доступностью транспортных мощностей указывали крупные российские компании. Так, о дефиците цистерн говорили в:
- НОВАТЭКе;
- ЛУКОЙЛе;
- «Татнефти»;
- «Газпром нефти».
В марте представители компаний направляли соответствующую жалобу вице-премьеру Александру Новаку. Они отмечали, что сложившаяся ситуация создает угрозу дестабилизации топливного рынка. В марте также наблюдался рост биржевых цен на СУГ, писали на pronedra.ru. Аналитики связывали это с сокращением поставок.
На 1 апреля российский парк цистерн насчитывал 37 700 единиц. По данным «Infoline-Аналитики», в I квартале было произведено 3,3 млн т СУГ, что составляет рост в 4,4%.
Решить проблему перевозки СУГ сложно
Операторы железнодорожных перевозок ведут переговоры с вагоностроительными предприятиями об изготовлении примерно 1 500 цистерн для СУГ в 2024 году. Однако из-за загруженности производственных мощностей вагоностроители могут выполнить заказ только в 2025–2026 годах. Если в 2018 г. новая цистерна для СУГ стоила 3,7–3,8 млн рублей без НДС, то в марте цена превысила 9 млн рублей. В таких условиях аренда цистерны должна стоить около 6 000 рублей в сутки, что является непосильной суммой для грузоотправителей.
Сектору СУГ не хватает примерно 3 600 цистерн, отмечали представители РЖД на мартовском совещании в Минпромторге. Однако в компании заявили, что текущий парк цистерн достаточен для имеющихся объемов перевозок, отметив необходимость сокращения сроков погрузочно-разгрузочных операций для оптимизации оборота цистерн.
В 2025 г. для вывоза сжиженных газов понадобится примерно 41 000 цистерн. Число превысит 45 000 единиц в 2027 г. При этом в 2024-2027 гг. ожидается списание 2 600 цистерн. Парку прогнозируют дефицит на уровне 8 000 транспортных единиц к 2027 г., даже если ежегодно он будет пополняться на 2 000 цистерн.
В качестве решения проблемы в нефтегазовых компаниях выступили за коррекцию производственных планов и возможность продления срока эксплуатации цистерн на 3-5 лет. Инициативу, однако, не поддержали в Минпромторге. Позицию ведомства поддержал его новый глава Антон Алиханов. В Объединении вагоностроителей также не поддерживают продление срока службы подвижного состава, аргументируя это негативным влиянием на безопасность и потенциальным спадом закупок нового оборудования, что может привести к дефициту в будущем.
Топ-менеджеры нефтегазовых компаний предложили снять запрет на продление срока службы цистерн на три-пять лет и скорректировать производственные планы заводов. Однако Минпромторг, как подтвердил новый министр Антон Алиханов, выступает против этой инициативы. В Объединении вагоностроителей также не поддерживают идею, аргументируя это негативным влиянием на безопасность и потенциальным спадом закупок нового оборудования, что может привести к дефициту в будущем.
На фоне переориентации поставок в Китай оборот цистерн СУГ вырос, отметил Владимир Савчук, замглавы ИПЕМ. В результате арендная ставка в последние 7 месяцев поднялась на 20%. Если не принять меры по увеличению поставок новых вагонов, издержки грузоотправителей продолжат расти, создавая риск уменьшения объемов перевозки и неудовлетворения спроса. Савчук предложил возможное промежуточное решение: продление срока службы цистерн на несколько лет при условии обязательного обновления парка.