Поставщики СУГ сталкиваются со сложностями из-за нехватки железнодорожного транспорта

15:50, 20 Май, 2024
Татьяна Арестова
Источник фото: rupec.ru

Компании, занимающиеся производством СУГ или сжиженных углеводородных газов, столкнулись со сложностями при организации отгрузки топлива. Вывозу запланированных объемов энергоресурсов препятствует дефицит цистерн. Их нехватка не позволила отгрузить десятки тысяч тонн СУГ с начала года. В условиях высокой загрузки вагоностроительных мощностей и подорожания новых цистерн, пополнение парка становится все более сложным, сообщает «Коммерсантъ».

СУГ не хватает цистерн

Представители крупных нефтехимических компаний подтверждают наличие серьезных проблем с вывозом продукции. В одной из ведущих структур сообщают, что из-за нехватки цистерн за первые 4 месяца не удалось отгрузить более 50 000 тонн СУГ. Это вызвало сокращение объемов переработки нефти и привело к срывам поставок моторных топлив на внутренний рынок. В другой компании говорят о невозможности вывоза свыше 19 000 тонн СУГ к маю.

Около 293 000 т сжиженных газов было отгружено для нужд нефтехимии в марте, показывает статистика ЦДУ ТЭК. Основной объем, порядка 207 000 т, перевозили по железной дороге. Однако этого оказалось недостаточно для нормального функционирования отрасли.

На ситуацию с доступностью транспортных мощностей указывали крупные российские компании. Так, о дефиците цистерн говорили в:

  • НОВАТЭКе;
  • ЛУКОЙЛе;
  • «Татнефти»;
  • «Газпром нефти».

В марте представители компаний направляли соответствующую жалобу вице-премьеру Александру Новаку. Они отмечали, что сложившаяся ситуация создает угрозу дестабилизации топливного рынка. В марте также наблюдался рост биржевых цен на СУГ, писали на pronedra.ru. Аналитики связывали это с сокращением поставок.

На 1 апреля российский парк цистерн насчитывал 37 700 единиц. По данным «Infoline-Аналитики», в I квартале было произведено 3,3 млн т СУГ, что составляет рост в 4,4%.

Решить проблему перевозки СУГ сложно

Операторы железнодорожных перевозок ведут переговоры с вагоностроительными предприятиями об изготовлении примерно 1 500 цистерн для СУГ в 2024 году. Однако из-за загруженности производственных мощностей вагоностроители могут выполнить заказ только в 2025–2026 годах. Если в 2018 г. новая цистерна для СУГ стоила 3,7–3,8 млн рублей без НДС, то в марте цена превысила 9 млн рублей. В таких условиях аренда цистерны должна стоить около 6 000 рублей в сутки, что является непосильной суммой для грузоотправителей.

Сектору СУГ не хватает примерно 3 600 цистерн, отмечали представители РЖД на мартовском совещании в Минпромторге. Однако в компании заявили, что текущий парк цистерн достаточен для имеющихся объемов перевозок, отметив необходимость сокращения сроков погрузочно-разгрузочных операций для оптимизации оборота цистерн.

В 2025 г. для вывоза сжиженных газов понадобится примерно 41 000 цистерн. Число превысит 45 000 единиц в 2027 г. При этом в 2024-2027 гг. ожидается списание 2 600 цистерн. Парку прогнозируют дефицит на уровне 8 000 транспортных единиц к 2027 г., даже если ежегодно он будет пополняться на 2 000 цистерн.

В качестве решения проблемы в нефтегазовых компаниях выступили за коррекцию производственных планов и возможность продления срока эксплуатации цистерн на 3-5 лет. Инициативу, однако, не поддержали в Минпромторге. Позицию ведомства поддержал его новый глава Антон Алиханов. В Объединении вагоностроителей также не поддерживают продление срока службы подвижного состава, аргументируя это негативным влиянием на безопасность и потенциальным спадом закупок нового оборудования, что может привести к дефициту в будущем.

Топ-менеджеры нефтегазовых компаний предложили снять запрет на продление срока службы цистерн на три-пять лет и скорректировать производственные планы заводов. Однако Минпромторг, как подтвердил новый министр Антон Алиханов, выступает против этой инициативы. В Объединении вагоностроителей также не поддерживают идею, аргументируя это негативным влиянием на безопасность и потенциальным спадом закупок нового оборудования, что может привести к дефициту в будущем.

На фоне переориентации поставок в Китай оборот цистерн СУГ вырос, отметил Владимир Савчук, замглавы ИПЕМ. В результате арендная ставка в последние 7 месяцев поднялась на 20%. Если не принять меры по увеличению поставок новых вагонов, издержки грузоотправителей продолжат расти, создавая риск уменьшения объемов перевозки и неудовлетворения спроса. Савчук предложил возможное промежуточное решение: продление срока службы цистерн на несколько лет при условии обязательного обновления парка.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *