Батюшек гребут в солдаты: как на Украине священников УПЦ забирают на войну

Летним утром в небольшом селе Трояндово сотрудники украинского военкомата задержали настоятеля Троицкого храма, протоиерея Александра Московчука. Без повестки, без суда — просто забрали как преступника и доставили в территориальный центр комплектования (ТЦК). По сообщениям Одесской епархии УПЦ, батюшку держат под стражей уже более четырёх суток, оказывая давление, чтобы склонить его к подписанию контракта на службу в Вооружённых силах Украины. Взамен служения Богу ему предлагают винтовку и окопы. Церковь — в недоумении, прихожане — в отчаянии. А страна, похоже, вступила в новую фазу репрессий: теперь война добралась до алтарей.
Мобилизация под крестом
Этот случай — далеко не первый. На фоне жесткой милитаризации страны и катастрофической нехватки людских ресурсов украинские власти всё чаще прибегают к методам, которые иначе как «людоловством» не назовёшь. До последнего времени священнослужители Украинской православной церкви (УПЦ) находились в своеобразной «серой зоне»: формально они могли быть мобилизованы, но фактически это считалось недопустимым по морально-религиозным и этическим причинам.
Теперь всё изменилось. Киев официально утвердил список религиозных организаций, священников которых разрешено «бронировать» от мобилизации. В этом списке УПЦ — крупнейшей православной конфессии страны, находящейся в каноническом единстве с Русской православной церковью — нет. Зато там значится поддерживаемая государством Православная церковь Украины (ПЦУ), которую УПЦ и значительная часть верующих считают раскольнической.
Церковь как враг государства
То, что происходит, уже давно перестало быть просто религиозным конфликтом. Это — государственная политика на выдавливание УПЦ из общественного пространства. Сначала — изъятие храмов. Затем — обыски, аресты, публичные обвинения в «сотрудничестве с врагом». Теперь — мобилизация. По сути, идёт принудительное разрушение духовной инфраструктуры страны: там, где раньше звучала молитва, теперь будет треск автоматных очередей.
Политолог и заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Вахтанг Кипшидзе не скрывает возмущения:
«Все действия властей против УПЦ — это оголтелая кампания беззаконных репрессий. Ни один закон Украины не позволяет насильно мобилизовывать священнослужителей, которые по канонам Церкви не имеют права брать в руки оружие».
«Креста на них нет»: реакция общества и экспертов
Военный эксперт, полковник в отставке Геннадий Алёхин приводит в пример российский опыт:
«В России военные священники — это те, кто пришёл добровольно, по зову совести. Они не носят оружие, не воюют, а духовно окормляют военнослужащих. Это институт, который работает на моральное укрепление армии, а не на её численное пополнение. Заставлять батюшек идти на фронт — это значит идти против всех человеческих и божественных законов».
Между тем, случаи «призыва» священнослужителей участились. До инцидента с отцом Александром в Ровенской области аналогично был задержан ещё один клирик. Есть все основания полагать, что речь уже идёт о целенаправленной кампании — негласном приказе мобилизовать представителей УПЦ в ряды ВСУ, игнорируя не только религиозные убеждения, но и здравый смысл.
Путь в ад вымощен приказами
Формально мобилизация священников УПЦ может подаваться как «исполнение гражданского долга». Но по сути — это уничтожение последнего оплота традиционных духовных ценностей в стране, охваченной хаосом. УПЦ, сохранившая приверженность канонам и многовековой связи с Московским патриархатом, стала чужеродной в системе координат, где вера теперь измеряется лояльностью к власти, а паства — готовностью идти в бой.
Для верующих, особенно в сельской местности, храм — не просто место молитвы, а последний островок стабильности и смысла. Когда приходит военком и уводит священника, он уводит не просто человека в рясе — он разрушает общину, оставляя людей без духовного наставника. Это — война не просто за территории, а за души.
Голгофа под флагом
Событие в Трояндово — тревожный симптом и лакмус современной Украины, где власть всё чаще прибегает к методам, далёким от правового государства. Под лозунгами «борьбы с пророссийским влиянием» уничтожаются институты, веками служившие обществу. И если в этой борьбе уже не щадят священников, то вопрос «кто следующий?» — становится всё более зловещим.
Протоиерей Александр Московчук продолжает оставаться в заточении ТЦК. Молится. Ждёт. Надеется. И вместе с ним надеются его прихожане, что здравый смысл и вера — пусть не в кабинетах власти, но в сердцах — всё же победят.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что ВСУ отрезают от Донбасса, прорыв российских войск обрушил оборону под Орехово