Рыба в бензиновом соусе: названы последствия столкновения нефтяных танкеров на Лене
Появились первые результаты исследования проб воды из реки Лена на севере Иркутской области, где 12 июня произошло столкновение двух танкеров, в результате чего в воду попала оценочно от 60 до 90 тонн бензина АИ-92. Ученые из Иркутска прокомментировали эти результаты и сделали прогноз относительно последствий для речной экосистемы и людей, проживающих на берегах реки Лены, — сообщает издание «Аргументы и Факты — Иркутск».
Каковы последствия столкновения нефтяных танкеров на Лене
Изначально представители правительства области и администрации Киренского района, по которому протекает Лена, утверждали, что на поверхности реки не наблюдаются пятна нефтепродуктов, а также отсутствует запах бензина. Директор Иркутского института химии СО РАН, Андрей Иванов говорит, что это связано с быстрым течением реки, которое разбивает единое пятно на мелкие фрагменты.
Для окончательного подтверждения возможности снятия режима чрезвычайной ситуации и использования воды из реки в бытовых и хозяйственных целях, были взяты пробы воды. Пробы воды для анализа были взяты в нескольких населенных пунктах и доставлены в Иркутск. Они были исследованы в лабораториях различных организаций, включая Роспотребнадзор, Иркутский гидрометцентр и Росприроднадзор, — передаёт pronedra.ru.
«По линии Росприроднадзора были получены первые пробы», — сообщил первый замгубернатора Роман Колесов. «Из результатов видно, что концентрация нефтепродуктов в воде все же превышает предельно допустимую норму (ПДК). Следовательно, режим чрезвычайной ситуации на муниципальном уровне и запрет на использование воды из реки продолжают действовать».
Ученые из Иркутска прокомментировали результаты исследования.
«Хотя ситуация неприятная, она не является чрезвычайной», — отметил Андрей Иванов. «На данный момент в воде содержится нефтепродуктов в 23 раза больше допустимого. Однако Лена является судоходной рекой, и в периоды паводков она подступает к хранилищам мазутных котельных, что приводит к превышению содержания нефтепродуктов в воде. Например, в 2001 году содержание нефтепродуктов в воде Лены было в 16 раз больше предельно допустимой нормы, и это было без каких-либо аварий с разливом топлива».
Ученый также отметил, что относительно хорошая новость состоит в том, что вылившийся бензин будет находиться на поверхности воды, а не оседать на дне, как это могло бы быть с нефтью или мазутом, и не растворяться в воде. В противном случае последствия для экосистемы могли бы быть гораздо более серьезными, например, пострадала бы кормовая база подводных обитателей.
Рыба в бензине
На сегодняшний день в бассейне реки обитает 37 видов рыб. Наиболее ценным представителем является речной сибирский осетр. Ценными видами считаются таймень и тигун. Одним из основных промысловых видов рыб, населяющих Лену, является муксун. В одной только дельте живет четыре разновидности этой рыбы. В летнее время муксун переходит на мелкие прибрежные морские участки, по этой причине популяция этой рыбы не должна пострадать от аварии танкеров.
Декан биолого-почвенного факультета Иркутского государственного университета Аркадий Матвеев считает, что ситуация могла быть гораздо хуже.
Он отмечает, что ценные виды рыб, такие как таймень, ленок, сиг и хариус, в настоящее время практически отсутствуют в реке Лене, так как они отправились на нерест в притоки, где им ничего не угрожает. Однако молодь других видов рыб, включая щуку, окуня, плотву и ельца, только что вылупилась и находится на начальной стадии развития, когда они поднимаются к поверхности воды для заполнения плавательного пузыря воздухом. Если на поверхности воды образуется плёнка из бензина, это может привести к гибели молоди этих рыб.
Сибирский елец распространен повсеместно, количественно преобладает в верхнем и особенно в среднем течении. В низовьях Лены встречается редко и не является там объектом промысла. Однако жители региона должны быть готовы к тому, что выловленная рыба может иметь характерный запах нефтепродуктов.
Однако, по мнению Аркадия Матвеева, взрослой рыбе ничего не угрожает. Хотя некоторые особи могут иметь запах нефтепродуктов и неприятный привкус, они не будут ядовитыми. Власти продолжают анализировать результаты исследования проб воды, и в ближайшее время специалисты регионального Роспотребнадзора завершат свои исследования. Пока жителям настоятельно рекомендуется не использовать воду из реки, в том числе в бытовых нуждах, и не купаться, так как нефтепродукты могут задерживаться в заводях воды, а не уноситься вниз по течению.
Председатель Иркутского отделения Русского географического общества Леонид Корытный считает, что хотя такие происшествия редки, они все же случаются. Он советует не паниковать, но следить за качеством воды и рассматривать эту ситуацию как сигнал задуматься о необходимых изменениях. Корытный также считает, что региону требуется большая программа развития северных территорий, включая наведение порядка в судоходстве на реке Лене.
Иркутская область делится результатами исследований с Якутией, так как вода, загрязненная бензином, могла достичь этого региона. Первые пробы воды, по данным якутского правительства, не показывают наличия проблем. В случае необходимости очистки реки от нефтепродуктов, в республике уже подготовлены боновые заграждения и специальные сорбенты массой 350 кг.
Вечером 14 июня первый зампредправительства Якутии Дмитрий Садовников сообщил, что спасательные службы не обнаружили разлива нефтепродуктов, нефтяных пятен или запаха.
Ленское объединенное речное пароходство (ЛОРП), владеющее танкером «Ерофей Хабаров», который перевозил бензин, отвергает информацию о приближении бензинового пятна к границам республики, считая ее неточной. Представители ЛОРП указывают, что визуальный надзор и муниципальные службы не подтвердили присутствие бензинового пятна. Кроме того, они отмечают, что каждое пятно на реке не является следствием инцидента с танкером «Ерофей Хабаров». ЛОРП также утверждает, что до 98% разлитого топлива должно было испариться в течение 4 часов.
Исчезновение судна
По мнению правительства Иркутской области, неправильным было действие поврежденного судна, которое покинуло место происшествия, особенно учитывая то, что в отношении него возбуждено уголовное дело.
«В Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре и Восточном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК России взяли этот факт в работу, и проводятся все необходимые меры для определения местонахождения судна», — прокомментировал губернатор Игорь Кобзев.
Представители Ленского объединенного речного пароходства заявляют, что правоохранительные органы не запрещали судну продолжать свой путь. Поэтому «Ерофей Хабаров» в настоящее время следует в сопровождении буксира «Аян» в пункт ремонта, где другие суда примут оставшийся груз для доставки получателям. Сам поврежденный танкер будет подвергнут очистке и ремонту.