РЖД призывает за оптимизацию поставок грузов ТЭК в восточном направлении
Алексей Шило, замглавы РЖД, направил замминистра транспорта Валентину Иванову письмо с просьбой содействия в оптимизации поставок грузов Топливно-энергетического комплекса в восточном направлении. В документе, датируемом 25 апреля, упор делается на перевозку продукции для внутреннего потребления. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на знаковые с содержанием письма источники.
Вызовы для железнодорожных перевозок
В документе отмечается рост объемов внутрироссийских перевозок нефтяных грузов на Восточный полигон из западных регионов на 27% в I квартале. Объем оценивался в 2,3 млн т. При этом на направлялось порядка 40% грузов, несмотря на высокий спрос на Дальнем Востоке. Так, с НПЗ Восточного полигона за рубеж было направлено около 2 млн т нефтепродуктов. По оценкам специалистов ОАО «РЖД», значительная часть этого объема приходится на предприятия «Роснефти» РН-Комсомольский НПЗ и Ангарскую НХК.
В связи с этим в последнее время актуальность проблемы неоптимальных перевозок грузов ТЭК на восток обсуждалась как в руководстве РЖД, так и на совещании в Минтрансе 17 апреля. Представители монополии выражали обеспокоенность этой ситуацией, особенно в контексте неоптимального снабжения энергетических объектов на Дальнем Востоке. В частности, энергетическим углем, который иногда доставляется на тысячи километров. Ранее на pronedra.ru также сообщали о сложностях с экспортом твердого топлива. Восточное направление эксперты рассматривали как единственное рентабельное.
Согласно статистике, в I квартале Кузбасс на 47% нарастил поставки угля на электростанции «РусГидро». Отгрузка из Красноярского края увеличилась на 21%, Хакасии – на 5%. Это свидетельствует о значительном увеличении объемов поставок. Однако дальневосточные угледобывающие компании, согласно данным «РЖД», преимущественно ориентированы на экспорт продукции.
Предложения РЖД
Представители компании выдвинули предложения по оптимизации поставок. Так, предполагается стимулировать энергетические структуры, особенно электростанции и котельные, к покупке дальневосточного угля. Кроме того, в планах расширения списка организаций, обязанных реализовывать уголь на бирже, и связать экспорт компаниями Дальнего Востока с их поставками на внутренний рынок, аналогично правилам, применяемым для Кузбасса.
Одной из ключевых причин таких предложений является обеспокоенность РЖД по поводу неэффективности нынешних механизмов поставок угля и нефтепродуктов на Дальний Восток. Предприятие считает необходимым ограничить перечень компаний-экспортеров нефтепродуктов, учитывая наличие собственных перерабатывающих мощностей. Несмотря на это, «РЖД» не предоставило комментариев по смыслу данного предложения.
Эксперты отмечают, что данная инициатива понятна в контексте текущей обстановки. Однако, они подчеркивают, что российские нефтяные компании, в том числе и выбор маршрутов экспорта, сегодня подвержены влиянию санкций. В этой связи вопросы, связанные со стабильностью экспорта, имеют первостепенное значение, поскольку они определяют приоритеты использования транспортных ресурсов, предоставляемых «РЖД».