Вред и польза антироссийских санкций – Путин не видит реальных угроз
Уже несколько лет Российская Федерация живет под санкциями со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза. На фоне введения очередных мер ограничительного характера в отношении нашей страны портал «Пронедра» решил проанализировать: есть ли от санкций хоть какая-то польза для экономики государства?
Первые и, надо сказать, довольно несмелые разговоры о полной отмене либо хотя бы о небольшом смягчении санкций против России стали вести после непосредственного участия нашей страны в переговорном процессе по иранскому вопросу. Авторитетные экономисты даже заявляли тогда, что Лавров и Керри будто подружились — их зачастую видели вместе. В течение какого-то периода на этом фоне даже дорожали ценные бумаги России.
Подобные надежды российские власти возлагали, когда вступали в борьбу с «общим врагом современной цивилизации» — террористами «Исламского государства» (ИГИЛ). Между тем, не получилось дождаться в итоге даже намека на какие-то послабления. Все последние надежды окончательно обрушил самолет, который был сбит над территорией Турции, за чем последовало стремительно нараставшее противостояние с некогда другом России г-ном Эрдоганом.
Далее спекуляции на тему смягчения антироссийских санкций имели место после того, как помощник российского лидера Владислав Сурков встретился в Калининграде с заместителем американского госсекретаря Викторией Нуланд. Та же иранская история учит, что значительная часть санкций будет оставаться в силе до тех пор, пока Крым находится в составе России, однако, давайте все же разберемся: что способна изменить внезапная отмена антироссийских санкций, если она будет вдруг иметь место.
Как это ни странно, но в санкционных мерах даже была найдена польза, ведь они выступили в роли стимула для изменений в экономике. В глаза они, конечно, пока не бросаются, но факт остается фактом.
Санкции сами по себе как таковые, разумеется, — это, по меньшей мере, неприятная история с точки зрения имиджа, символика разрушения внешнеполитических контактов и взаимоотношений.
«Санкции вводят как раз для стимулирования по смене экономического либо политического курса, и в России явные сдвиги в этом смысле отсутствуют, — констатировал аналитик UFS IC Петр Дашкевич. — Без санкционных мер падение нефтяных котировок, вероятнее всего, не ощущалось бы настолько остро, а национальная валюта страны была бы, конечно, еще крепче. Более того, ее, возможно, не пришлось бы и девальвировать».
Нефтью единой?
Говоря об условных выгодах, экономисты указывают на «озарение» правительства в вопросе истинной глубины кризиса, с которым столкнулась управленческая система. Еще два года тому назад называли специалисты и вынужденные меры, направленные на поддержку импортозамещения в основных отраслях.
В подавляющем большинстве случаев вынужденное импортозамещение — абсолютное зло. Достаточно вспомнить «пальмовый сыр» и прочие нюансы продуктового эмбарго. Потребители весьма ощутимо теряют как в цене, так и в качестве, тогда как производители вынужденно снижают последнее – надо же им обеспечивать какой-то платежеспособный спрос.
«Местами были, впрочем, и позитивы – сдвиги, разрушавшие те отношения, которые строили на личных связях и на традиции, а не на здравом смысле и экономической целесообразности», — говорит аналитик UFS IC.
Основной пример в данном случае – это участие предприятий из Украины в производственных циклах оборонной промышленности. Если внезапно отменят санкции, а за ними следом — и продуктовое эмбарго, то проиграют те, кто «ставил» на импортозамещение. Специалисты поясняют: кто-то без эмбарго неконкурентоспособен в принципе, а кому-то даже не удалось успеть отбить инвестиции, окупаемые нередко не за год-два, как, например, в сельскохозяйственной отрасли.
Новые друзья
За годы жизни под санкциями Россия лишилась целого ряда важных торговых партнеров. Есть ли здесь плюс? Безусловно: это выступило в качестве стимула для поиска новых друзей. Среди государств, с которыми нашей стране следовало бы наладить крепкие связи, эксперты называют те, соглашения с которыми уже есть. Это и Саудовская Аравия, с которой была достигнута в свое время договоренность о сельскохозяйственных и инфраструктурных проектах на сумму в 10 миллиардов долларов, и Бахрейн, выступающий в качестве соинвестора практически всех проектов РФПИ.
Аналитики Высшей школы экономики рекомендуют России присмотреться к следующим странам:
- Катар;
- Корея;
- Кувейт;
- Египет;
- Индия.
Говоря о потенциальных направлениях, экономисты перечисляют при этом энергетику и энергетическую эффективность, инфраструктурные проекты, сельскохозяйственную сферу, в том числе земледелие, а также принципиально новые финансовые продукты.
Пользу в антироссийских санкциях видит президент
Глава российского государства Владимир Путин еще год тому назад заявлял, что благодаря санкциям со стороны Запада наша страна фактически полностью покрывает собственные потребности в мясе птицы и свинине. В июне 2017-го на соответствующий вопрос журналистов на традиционной ежегодной «прямой линии» президент сказал, что на фоне санкций рост продемонстрировали в России производства в целом ряде сложных отраслей.
«Мы успешно восстановили под действием санкций компетенцию в авиастроении и радиоэлектронике, в ракетной области. Довольно хорошие у нас идут сейчас процессы в фармацевтике и тяжелом машиностроении, – констатировал тогда Владимир Путин. – И это я не говорю о сельском хозяйстве, где рост составил в пределах трех процентов».
Президент отметил, что Россия успешно заняла позицию мирового лидера по экспорту зерновых, в несколько раз сократив закупки в рамках импорта. При этом власти находятся в поисках рынков сбыта, поглядывая в сторону Китая.
Глава российского государства тогда акцентировал внимание на оценках ООН: наша страна потеряла из-за санкций в пределах 50-52 миллиардов, а сами инициаторы ограничительных мер — 100 миллиардов долларов. И если антироссийские санкции будут сняты, мы просто вынуждены будем пойти на аналогичные меры, дабы не иметь никаких проблем в рамках ВТО, резюмировал президент РФ.
Читайте также: В МИД заявили о праве адекватно ответить на новые санкции ЕС