Слава светлому уму

20:23, 26 Мар, 2019

Во времена СССР в Находке был центр по выпуску дальневосточной консервированной морской продукции. Качество ее было не всегда на уровне, но количество такое, что консервами дальневосточной кильки в томате закусывали и в столицах союзных республик, и в деревнях с аулами бывшей необъятной родины. Вся эта продукция выпускалась на БАМРе — базе активного морского рыболовства. Его главное здание до сих пор поражает своим размахом. Но от былой славы осталась только неординарная по тем временам надпись на центральном входе, да и то без одной буквы «л» в первом слове — «Cлава светлому уму золотым рукам рабочих», сообщает РИА VladNews.

Причалы Находки последние годы меняли свое предназначение для вывоза и были последовательно завалены металлоломом, круглым лесом, и последние года три – углем. Уголь насыпан повсюду. А все, что было светлым, от угля потемнело.

Причем уголь измельченный, так как даже в странах третьего мира, куда его вывозят (не говоря уже о цивилизованных грузополучателях в Японии, Китае, Кореи) выгрузка его идет вакуумным методом. А вот погрузка в портах Находки — открытым. Угольные партии готовят непосредственно на причалах, и на всех этапах образуется всепроникающая пыль. При выгрузке из вагонов, при чистке от сторонних предметов, при дроблении до товарного размера, при постоянном переваливании во избежание слеживания, при хранении в гигантских кучах, при погрузке в сухогруз… В Находке сильные ветра, там даже рекламные плакаты-перетяжки сделаны с громадными вырезами для уменьшения «парусности». И вот эти ветра разносят угольную пыль по всему городу. Особенно зимой, когда влажность при замершем море приближается к нулевой отметке… После нескольких лет отчаянных призывов в СМИ и на митингах владельцы стивидорных компаний пошли на уступки и потратились на ветрозащитные щиты и поливальные машины.

О численности установок, вырабатывающих зимой снег, а в теплое время – водяную пыль (по-научному — циклонные системы аспирации воздуха) и покрывающие угольные залежи твердой коркой «угольные» предприниматели рассказывают фантастические истории, что их счет идет на сотни штук на каждый причал. Реально работающих можно увидеть единицы. Что до ветрозаграждений – они стоят, на некоторых даже висят какие-то материалы ярких цветов. При громадных кучах угля и ветре выше 20 м/с они сродни по функционалу оградам для клумб в местном парке культуры. А нынешней зимой, когда осадков почти не было, действие установок по созданию снега местные жители видели только перед приездами различных комиссий и для покрытия угольной пыли, развеянной по близлежащим территориям и льду залива.

Масштаб угольных куч поражает – гусеничный экскаватор похож на забытую игрушку в детской песочнице.

Из всех возможных наилучших доступных технологий (НДТ –это термин, который любят использовать руководители Минприроды России) для выгрузки вагонов и погрузки пароходов используют грейферы – краны с пылящими на ветру ковшами.

Город не прост дышит углем, он им пропитался. Самые престижные квартиры с видом на море стали наименее востребованными. Не спасают даже стеклопакеты.

Нас долго пугали «патриоты», что китайцы скупят наш Дальний Восток и займутся выживанием русских с приглашением китайцев как массовой рабочей силы. Но владеют этими стивидорами (перевалочными компаниями) граждане России, причем некоторые даже коренные жители Приморского края.

Вот как о них пишут на сайте http://reddevol.com/articles/ugolnaya_nahodka — текст с сокращениями и купированием оскорбительных высказываний.

Крупнейшим угольным стивидором в Находке является дочерняя компания металлургической группы Evraz Group — «Евраз Находкинский морской торговый порт» (сейчас она продана напрямую акционерам Evraza).

Ее владельцы — равноудаленные олигархи Роман Абрамович (в представлении не нуждается, краса и гордость Ресурсной Федерации), Александр Абрамов (построивший пару лет назад себе за несколько десятков миллионов долларов роскошную виллу в Новой Зеландии — тихо, уютно, хорошая экология), Евгений Швидлер, чья гигантская яхта недавно загородила жителям Нью-Йорка вид на статую Свободы, и Александр Фролов. ….Однако, от них не отстают и региональные «игроки». Например, ОАО «Терминал Астафьева», принадлежащий тоже хорошим русским людям — семейному клану Кондратовых

О ситуации в городе пишут и снимают последние года два. Один юный горожанин неожиданно и, конечно же, самостоятельно пробился на эфир в июне 2017 года к президенту страны и спросил, как жить с угольной пылью при перегрузке открытым способом (технически подкованный оказался случайный школьник). Президент обещал разобраться. После этого угольные стивидоры зашевелились и, в свою очередь, пообещали уйти из центра города в 2021 году… Мол, пока другой альтернативы нет – экологическое варварство обеспечивает конкурентность российского угля в мире.

Однако, при общем ужасе вдруг прессой была обнаружена разумная альтернатива, предложенная Кузбассразрезуголь при организации Восточной стивидорной компании. (а может и наоборот – сначала появилась разумная альтернатива, а потом стали писать и говорить об угольном ужасе). Но вот как прямо и , конечно же, по-журналистски честно, без всякого давления (и упаси Бог спонсорства) опубликовали на одном популярно-демократичном интернет-ресурсе:
«На терминале «Восточный Порт» уголь грузят без шума и пыли (https://lenta.ru/articles/2017/07/10/vostochniyport1007/)»

А ведь это поселок Врангель, часть «большой» Находки, даже градоначальник у них один! Значит можно?

На территорию, понятное дело, не пустили – никто же не ждал, не встречал. Но вокруг много удобных площадок обозрения, откуда увидели … опять те же краны, те же кучи, ту же недостроенную ветрозащиту и, увы, ту же пыль…

Чтобы не было сомнений, что вагоны разгружают грейферами – подобрались поближе, в момент, когда ковш погружен в вагон.

Т. е. все статьи в защиту экологии, весь наезд на стивидоров в Находке был нужен для того, чтобы уничтожить конкурентов под третий этап строительства в порту Восточный. Чтобы весь уголь везли теперь только сюда. Это как раз и произойдет в 21 году. А этот порт тоже рядом с жильем людей. Одна плитка в городе говорит сама за себя.

А обычно сияющая чистотой заправка «Роснефти» здесь выглядит сильно потасканной. Разница как между офицером перед парадом на Красной площади и партизаном, живущим не меньше года в лесах Смоленщины… Три фирменных флага даже как тряпки для мытья машин, требуют стирки.

То, что это не заштатная заправка, говорит и расположенная рядом вертолетная площадка «Роснефти». На ней появляется сам Игорь Иванович, когда инспектирует строительство ВНХК. Объект моют и протирают не реже раза в неделю. Как отрезал пыльный от угля кассир: «Вчерась с щеткой и порошком упражнялись».

На весь расхваленный порт удалось заметить две работающие водяные пушки. Они рядом с алюминиевым ангаром (левый верхний угол фото), где, вероятно, греют вагоны со смёрзшимся сибирским угольком. Кстати, из открытых вагонов не менее 10% угля улетает (без кавычек!) при транспортировке.

В «зеленом домике» по версии администрации порта переворачивают для разгрузки вагоны. Но похоже это происходит, когда приезжают комиссии или «официальные» журналисты. Возможно, все эти умные машины и могут работать, даже загружать уголь в сухогрузы по ленточному конвейеру. Вероятно, это, если верить репортажам неподкупной московской прессы и спасет экологию в светлом будущем. Но выдающиеся механизмы большее время своей жизни простаивают. Скорее всего их работа требует квалифицированных специалистов и сама по себе сильно затратна. Впрочем, схема использования таких изобретений имеет глубокие исторические корни и исконно русское название «потемкинские деревни».

Последнее время порт основные работы вообще ведет ночами. Жители считают, чтобы меньше было видно, как он работает. Но, а вот как фильтруется вода, стекающая по угольным залежам, видно по прибою. В бухточках рядом угольный песок. Как на дне, так и по линии волн. Темная полоса в воде вдоль линии прибоя – это угольная взвесь.

Расчет на порт Восточный был в том, что жители (около 2 тыс. взрослого населения), в основном занятые в порту, будут молчать. Зарплата докеров чистыми сейчас превышает 100 тыс.руб. Недовольных тут же увольняют, и других объектов занятости в округе нет. А то, что на такой работе не многие доживают до пенсии как ни странно не очень заботит само население. Даже вспышки легочных заболеваний, в том числе среди детей, в отличие от центра Находки, во Врангеле не подвигают людей на возмущение. И это при том, что Восточный планирует многократно увеличить перевалку с нынешних 17 млн тонн отгрузки угля в год.

Местная власть, в заботе о здоровье жителей поверх старых запретительных объявлений с заботой об экологии пляжей прикрутила новые, обремененные заботой о здоровье. Слава Богу на них нет угрозы штрафа…

Все это следствие неуемной жадности отечественных капиталистов. Им хочется хапнуть сразу и много. Все стивидоры даже в развернувшейся междоусобной войне твердят одно – экологическая безопасность сделает российский уголь неконкурентоспособным. Типа, закрытые хранилища удорожают строительство причалов вдвое. Но русский уголь в отличие от металлолома имеет долгосрочную перспективу. Конкуренцию ему на Тихом океане мог бы создать австралийский или северокорейский продукт. Но работать с Северной Кореей после санкций ООН рискуют только совсем отчаянные. А перспективы австралийского угля после осуждения их правительством планов Китая по контролю над Южно-Китайским морем вылились в стоянку австралийских сухогрузов в ожидании разгрузки в китайских портах от месяца и более. Япония, отказавшись от атомной энергетики, просто падает в объятия угольщиков (или кто-то всерьез верит в альтернативу приливных электростанций?). Владельцы угля должны признать: их продажи на рынке АТО гарантированы на многие годы вперед. Закрытые причалы для угля, расположенные рядом с населенными пунктами – общемировая практика. По статистике это более ¾ всех угольных портов мира. И в России есть пример – порт Усть-Луга. Как говорил один бывший министр финансов России: «Делиться надо».

И если здесь постепенно забывают о светлом уме рабочих, то о черной душе капиталистов можно не напоминать. И как-то уже не верится в искренность победных рапортов из порта Восточный. Да и люди несомненно дороже любых денег. Или в погоне за покупкой очередной яхты или усадьбы опять начали рассуждать как в былые времена: «Бабы еще нарожают»?
Есть и другой «светлый путь». На том же Дальнем Востоке на бывшую военную базу в порту Суходол, где нет ни одного жителя, заходит холдинговая компания «СДС-Уголь» (отраслевой холдинг АО ХК «Сибирский Деловой Союз») .

В этом месте угольная пыль никому, кроме выживших за полвека военных тренировок обитателей моря не помешает. Здесь нет даже вездесущих баз отдыха. Более чем в десяти километрах, за сопками, начинается поселок «Большой Камень». Впрочем, это не отменяет реального применения экологически проверенных технологий, что сразу заложено проектом. Правда сам проект далеко не гарантия. И может получиться, как во Врангеле – когда после небольшого шторма на пляже вместо гниющих водорослей будет чистая угольная крошка.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *