Сложности с отгрузкой: трейдеры отмечают проблемы при организации поставок топлива
В последнее время наблюдается рост проблем с отгрузкой бензина и дизельного топлива, а также учащение случаев дефолтов со стороны нефтекомпаний. На СПбМТСБ установлено правило о 30-дневном сроке отгрузки биржевого товара. Однако летом, из-за увеличенного спроса, это требование стало трудно исполнять, сообщает «Коммерсантъ».
При просрочке и неспособности сторон достичь договоренности, происходит дефолт. Поставщик при этом должен заплатить в качестве штрафа 5% от стоимости контракта. Однако при росте цен на топливо выше этого штрафа покупатели часто соглашаются на продление сделок, чтобы избежать покупки более дорогого товара на открытом рынке.
Сложности особенно остро ощущаются по бензину Аи-95 и Аи-100. Тонна последней марки на НПЗ уже стоит больше 100 000 рублей. При этом сроки отгрузки нередко превышают 2 месяца. В последние месяцы около 10% сделок по бензину и дизтопливу продлеваются. Чаще всего такие решения принимает ЛУКОЙЛ.
Ситуация на рынке высокооктанового бензина в России становится всё более напряжённой. Независимые заправки неоднократно поднимали вопрос о недостатке высокооктанового бензина, поставляемого нефтекомпаниями. Как следствие, биржевая цена на Аи-95 достигла рекордных уровней в 2024 году. Ситуация с котировками, как писали на pronedra.ru, вызывала беспокойство в Минэнерго. Рентабельность продажи Аи-95 и Аи-100 на АЗС почти нулевые или даже отрицательные.
Причинами таких проблем часто называют плановые или внеплановые ремонты на НПЗ, а также нехватку цистерн для транспортировки. Также проблемы возникают при отгрузке из-за задержек ОАО РЖД в приеме цистерн на ограниченных направлениях, а также дефицита самих цистерн у НПЗ. Некоторые эксперты оценивают ситуацию как крайне сложную, подчеркивая, что продолжение роста оптовых цен может усугубить проблему.