Смогут ли россияне провозить красную икру в багаже с 1 июля 2023 года
С 1 июля Чукотка может ввести ограничения на вывоз икры в ручной клади и багаже до 10 кг на человека. Правительство поддержало законопроект, который предусматривает присоединение региона к эксперименту по ограничению вывоза икры для личного потребления. Меры будут применяться к непромышленному изготовлению, то есть продаже икры лососевых без заводской упаковки и маркировки. Инициатива получила поддержку от партии «Единая Россия», однако ее считают запоздалой. Эксперты считают, что введение маркировки на икру также усилит эффективность ограничений, — сообщает издание «Известия».
Можно ли будет проводить красную икру в багаже с 1 июля 2023 года
Отзыв кабинета министров подтверждает, что правительство поддержало законопроект о включении Чукотки в эксперимент по ограничению вывоза икры в ручной клади и багаже до 10 кг на человека. Согласно пояснительной записке к законопроекту, его вступление в силу запланировано на 1 июля. Ограничения будут распространяться на непромышленное изготовление и продажу икры лососевых без заводской упаковки и маркировки.
«В правительстве РФ рассмотрен проект закона, представленный Думой Чукотского автономного округа. Существующие меры, направленные на пресечение браконьерства в округе, неэффективны. Введение новых правовых норм позволит существенно сократить незаконный вылов лососевых видов рыб, сохранить ценные ресурсы Чукотского автономного округа, включая анадырскую кету», — отмечается в отзыве кабинета министров.
В настоящее время подобные ограничения действуют только на Камчатке, где эксперимент начался 1 ноября 2022 года и будет продолжаться до 1 августа 2025 года, — передаёт pronedra.ru.
По информации из Государственной думы, рассмотрение законопроекта может состояться в июне. Положительное заключение на него также уже подготовлено правовым управлением нижней палаты.
«Концептуальных замечаний правового характера к проекту федерального закона нет», — говорится в заключении правового управления Государственной думы, которое имеется в распоряжении «Известий».
Авторы законопроекта, члены Думы Чукотки, объясняют необходимость введения ограничений с 1 июля текущего года сезонным периодом активной миграции лососевых видов рыб на территорию Чукотского автономного округа.
«Лососевая икра является деликатесом и пользуется особым спросом, цена на нее формируется в соответствии с принципами рыночной экономики. Годовой уровень разрешенной добычи лососевых видов рыб на территории округа, определенный на основе данных научной организации, составляет от 4 до 8 тыс. тонн», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Там также отмечается, что несмотря на достаточно высокие показатели, на протяжении последних лет на территории округа наблюдается недостаточное заполнение основных нерестовых мест обитания лосося и тенденция к сокращению запасов анадырской кеты на период ближайших трех-пяти лет.
«Незаконная торговля водными биоресурсами остается одной из самых актуальных и неурегулированных проблем в рыбохозяйственном комплексе Чукотского автономного округа, что приводит к истощению запасов ценных видов рыбы», — поясняют авторы законопроекта.
Комментарии депутатов и экспертов
По словам зампреда фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошева, регион предлагает данную законодательную инициативу, так как существующие меры по борьбе с браконьерством не являются достаточными. Чукотка является ресурсным регионом, где добывается большое количество рыбы и икры. Введение ограничений важно для обеспечения их законной добычи. Шхагошев отмечает, что подобные ограничения следовало ввести еще раньше. Однако законопроект пока не обсуждался во фракции.
Глава комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов сообщил, что депутаты планируют провести выездной «круглый стол» на Чукотке в июле, где, в том числе, будут обсуждать вопросы борьбы с браконьерством.
Политик отмечает, что ограничение на вывоз икры в багаже до 10 кг или даже 5 кг не решает проблему. Он подчеркивает необходимость разбираться, кто добывает икру и как она реализуется, вместо того чтобы задерживать граждан на аэропорту.
Замгендиректора Центра развития промышленности транспорта Реваз Юсупов отмечает, что эксперимент по запрету вывоза более 10 кг икры в багаже из рыбопромышленных регионов является одной из мер, направленных на борьбу с нелегальным оборотом икры и сокращение браконьерского улова. Он также отмечает, что браконьерская икра чаще всего вывозится и реализуется частными лицами.
Еще одной мерой является цифровая маркировка икорной продукции. Юсупов считает, что сочетание этих мер позволит эффективно бороться с контрафактной икрой, которая является важным продуктом для России.
Олег Павлов, глава Общественно потребительской инициативы, отмечает, что контрафактная икра имеет значительную долю на рынке, и основные регионы ее добычи известны. Задача регулятора состоит в контроле поступления продукции из этих каналов. Павлов считает, что даже небольшая партия икры представляет существенную ценность, поэтому ограничение до 10 кг поможет более эффективно контролировать и предотвращать нелегальные поставки икры.