Советские лётчики ненавидели самолёт Ту-104, считая его проклятым
СССР был лидером в производстве самолетов, страна победившего социализма постоянно изобретала новые типы летающих машин, однако у летчиков были свои предпочтения. Например, они ненавидели самолёт Ту-104 и считали машину «проклятой». Да, у каждого транспортного средства недочеты были, но чтобы так сильно невзлюбить самолет — это странно.
Вообще, Ту-104 был первым самолетом послевоенного времени: в небо он взмыл в 1955 году и стал символом новой эры. Конструкторское бюро Туполева торопили с созданием новой гражданской модели, так что времени на доводку оставалось мало. Реактивный бомбардировщик Ту-16 и стал базой для самолета гражданской авиации, но у Ту-104 вылезли проблемы, недоработки.
Почему подхватывало Ту-104: претензии летчиков к КБ не иссякали
Первые четыре года эксплуатации Ту-104 вскрывали недочеты один за другим, на доработку ушло четыре года. Довели до ума не только систему управления, но электрику и гидравлику. Однако полеты на этой модели были настоящим кошмаром для пилотов и диспетчеров.
Проблема была такой — копирование боевой машины в гражданскую ипостась было лишним. Дело в том, что Ту-104 заходил на посадку с более высокой скоростью, чем допускалось: вместо расчётных 225 км/ч экипаж летел на 300 и, естественно, регулярно выезжал за пределы ВПП. Пришлось разработать под «тушку» спецсхему посадки. Однако первая трагедия не заставила себя ждать: 16 марта 1961 года произошла авиакатастрофа в аэропорту Кольцово. Не сработали датчики о сбое в двигателе, и пилот не смог ничего предпринять, машина фактически зависла в воздухе. Буквально через секунду многотонный лайнер камнем рухнул вниз.
Повезло, что несмотря на удар, баки самолёта не взорвались. Пятеро из 51 человека на борту погибли: двое членов экипажа (командир и второй пилот) и трое пассажиров. Комиссия установила, что трагедия произошла из-за усталостных дефектов двигателей, а туполевцы винили командира корабля. Как бы то ни было, за Ту-104 начал формироваться нехороший шлейф.
Выпуск Ту-104 остановили, но самолеты продолжали разбиваться
Важно помнить, что еще в 1960 году производство Ту-104 прекратили, однако почти 200 уже летающих самолетов этой серии продолжали эксплуатироваться еще лет пятнадцать. Тушки продемонстрировали самые ужасные показатели для гражданской авиации: 37 машин разилось, что стоило жизни 1137 пассажирам. Почти в каждой катастрофе гибло по меньшей мере полсотни человек — ужасающая статистика пугала пилотов.
17 октября 1958 года, Чувашия. Падение с высоты 12 километров унесло жизнь 80 человек.
30 сентября 1973 года, Свердловск. Из-за отказа системы управления погибло 108 человек.
13 октября 1973 года, Москва. После потери управления происходит отказ двигателей, погибает 122 человека.
13 января 1977 года, Алма-Ата. Пожар и взрыв двигателя взрывают Ту-104 в воздухе, убив 96 человек.
17 марта 1979 года, Москва. Пожар и взрыв двигателя вызвали неверные действия экипажа, что стоило жизни 59 гражданам.
7 февраля 1981 года произошла последняя катастрофа с проклятым Ту-104. На военном аэродроме под Ленинградом в результате падения самолета был обезглавлен весь Тихоокеанский флот: на борту Ту-104 погибли 16 адмиралов и генералов, а также командующий флотом Спиридонов.