Советские лётчики ненавидели самолёт Ту-104, считая его проклятым

Москва, 20.04.2021, 03:30:30, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.

СССР был лидером в производстве самолетов, страна победившего социализма постоянно изобретала новые типы летающих машин, однако у летчиков были свои предпочтения. Например, они ненавидели самолёт Ту-104 и считали машину «проклятой». Да, у каждого транспортного средства недочеты были, но чтобы так сильно невзлюбить самолет — это странно.

Вообще, Ту-104 был первым самолетом послевоенного времени: в небо он взмыл в 1955 году и стал символом новой эры. Конструкторское бюро Туполева торопили с созданием новой гражданской модели, так что времени на доводку оставалось мало. Реактивный бомбардировщик Ту-16 и стал базой для самолета гражданской авиации, но у Ту-104 вылезли проблемы, недоработки.

Почему подхватывало Ту-104: претензии летчиков к КБ не иссякали



Первые четыре года эксплуатации Ту-104 вскрывали недочеты один за другим, на доработку ушло четыре года. Довели до ума не только систему управления, но электрику и гидравлику. Однако полеты на этой модели были настоящим кошмаром для пилотов и диспетчеров.

Проблема была такой — копирование боевой машины в гражданскую ипостась было лишним. Дело в том, что Ту-104 заходил на посадку с более высокой скоростью, чем допускалось: вместо расчётных 225 км/ч экипаж летел на 300 и, естественно, регулярно выезжал за пределы ВПП. Пришлось разработать под «тушку» спецсхему посадки. Однако первая трагедия не заставила себя ждать: 16 марта 1961 года произошла авиакатастрофа в аэропорту Кольцово. Не сработали датчики о сбое в двигателе, и пилот не смог ничего предпринять, машина фактически зависла в воздухе. Буквально через секунду многотонный лайнер камнем рухнул вниз.

Повезло, что несмотря на удар, баки самолёта не взорвались. Пятеро из 51 человека на борту погибли: двое членов экипажа (командир и второй пилот) и трое пассажиров. Комиссия установила, что трагедия произошла из-за усталостных дефектов двигателей, а туполевцы винили командира корабля. Как бы то ни было, за Ту-104 начал формироваться нехороший шлейф.

Выпуск Ту-104 остановили, но самолеты продолжали разбиваться

Важно помнить, что еще в 1960 году производство Ту-104 прекратили, однако почти 200 уже летающих самолетов этой серии продолжали эксплуатироваться еще лет пятнадцать. Тушки продемонстрировали самые ужасные показатели для гражданской авиации: 37 машин разилось, что стоило жизни 1137 пассажирам. Почти в каждой катастрофе гибло по меньшей мере полсотни человек — ужасающая статистика пугала пилотов.

17 октября 1958 года, Чувашия. Падение с высоты 12 километров унесло жизнь 80 человек.
30 сентября 1973 года, Свердловск. Из-за отказа системы управления погибло 108 человек.
13 октября 1973 года, Москва. После потери управления происходит отказ двигателей, погибает 122 человека.
13 января 1977 года, Алма-Ата. Пожар и взрыв двигателя взрывают Ту-104 в воздухе, убив 96 человек.
17 марта 1979 года, Москва. Пожар и взрыв двигателя вызвали неверные действия экипажа, что стоило жизни 59 гражданам.
7 февраля 1981 года произошла последняя катастрофа с проклятым Ту-104. На военном аэродроме под Ленинградом в результате падения самолета был обезглавлен весь Тихоокеанский флот: на борту Ту-104 погибли 16 адмиралов и генералов, а также командующий флотом Спиридонов.

Комментарии

Ваше мнение

  • «Игра престолов» в эпоху Минина и Пожарского: почему царем стал Романов

    17.04.2021 / 18:12

    Нет в России такого человека, который бы не знал имя князя Дмитрия Пожарского – это национальный герой, и его заслуги перед Отчизной никогда не померкнут. Благодаря его умениям, влиянию и организационным способностям, ополчение под его командованием освободило Москву от польского нашествия в 1612 ...

  • Жилище-загадка — тонущий дом посреди Луары

    / 17:00

    Дома не обязательно должны расти из земли, многие регионы мира довольствуются и даже свыклись с тем, что жить приходится на воде. И если жителя Венеции или Вьетнама домом на реке не удивишь, для нас тонущий дом на реке Луара во Франции смотрится диковато. Но интересно - когда ж утонет?

    Старинный ...

  • Мудрость предков — какую одежду на Руси никогда не стирали

    / 16:28

    Стирка известна людям со стародавних времен, однако далеко не вся одежда у наших предков стиралась по классическим канонам - вода и моющее вещество. Некоторые вещи никогда не стирали, однако не нужно думать, что это противоречило правилам и нормам гигиены. Как раз с этим аспектом на Руси был полный ...