Стоимость ОСАГО: что изменилось для автовладельцев в 2020 году
Страховщики осуществили перерасчет страховых коэффициентов и заявили, что полисы подешевели. Однако, выяснилось, что не для всех. Подробнее – в материале информационного портала «Пронедра».
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) С 1 апреля 2020 г. пересчитали для всех автовладельцев коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Стоимость ОСАГО находится в прямой зависимости именно от него.
Впервые после того, как в России начала работать новая система расчета, КБМ определяют за календарный год, а не за год действия документа, как это было раньше. Для многих автовладельцев полисы действительно стали при этом дешевле.
КБМ – что это такое и зачем его менять?
«Бонус-малус» представляет собой систему тарифных коэффициентов, применяемых для осуществления расчетов страховых премий в зависимости от аварийной истории владельца автотранспорта. Размер этого коэффициента зависит от количества ДТП, совершенных водителем по его вине на протяжении года. Варьируется данный показатель от 0,5 до 2,45.
Россияне, не попадавшие в аварии несколько лет, могут рассчитывать на минимальные цены страховок, тогда как беспечные водители будут платить за полис ОСАГО практически в пять раз больше.
Центральный Банк России еще два года тому назад намеревался подвергнуть кардинальным изменениям принципы расчетов коэффициента «бонус-малус». Однако, впоследствии регулятор решил производить расчет КБМ не на срок действия полиса, а на каждый календарный год, привязывая значение не к машине, а к ее владельцу. Благодаря данной мере старая система избавилась от целого ряда недостатков.
Прежде всего, один водитель мог иметь в базе данных РСА несколько КБМ, если его вписывали в различные полисы ОСАГО на несколько единиц автотранспорта. Кроме того, если человек попадал в ДТП на авто с полисом без ограничений лиц, допущенных к управлению, то такая авария на его личный коэффициент не влияла никак.
И, наконец, третий момент: при смене машины для водителя полностью терялась скидка за безаварийность, если ранее он передвигался по полису без ограничений.
Была и другая проблема – срок давности. Дело в том, что накопленный КБМ автоматически сгорал в том случае, если на протяжении года не заключался новый договор ОСАГО. «Аварийные» водители получали таким образом возможность обнулять свои коэффициенты, но с другой стороны, это оставляло без законных скидок граждан, не ездивших за рулем свыше года.
Повышение стоимости ОСАГО в 2020 году: как система работает сегодня
Данные РСА свидетельствуют о том, что после перерасчета и «чистки» двойных коэффициентов КБМ автовладельцев, получивших скидки на ОСАГО, стало больше на пять процентов. Абсолютное большинство российских водителей, таким образом, сегодня платят меньшие суммы в сравнении со стандартной стоимостью полиса.
«Модернизация расчетов осуществлена для удобства автовладельцев. Новая система уже показала свою эффективность — количество жалоб на страховщиков в Центробанк снизилось практически наполовину», — подчеркнул президент РСА Игорь Юргенс.
Российские страховщики соглашаются с тем, что полис подешевел в среднем действительно заметно. Уточним, что кроме пересчетов КБМ на цену повлияло также имевшее в прошлом году изменение тарифного коридора базовых ставок – на 20 процентов вниз и вверх. Страховщики получили в итоге возможность предоставлять соотечественникам больше скидок.
«Вместе с расширением тарифного коридора это изменение привело к снижению стоимости ОСАГО в 2019 году для подавляющего большинства автомобилистов — средняя премия по ОСАГО по итогам года упала в целом по рынку на пять процентов», — подытожил Денис Макаров.
Читайте также: Новый формат полиса ОСАГО вступил в силу с 8 марта 2020 года