Стоит ли россиянам переходить на электронную трудовую книжку с бумажной
С начала введения в 2020 году в России электронных трудовых книжек 47 млн работающих россиян определились со способом ведения своей трудовой. При этом лишь 6 млн человек выбрали электронную книжку, отказавшись от бумажной, свидетельствуют данные Пенсионного фонда России (ПФР) на январь 2021 года.
Преимущества электронной трудовой книжки для государства
Если рассматривать новые электронные книжки с позиции государства, то тут никаких минусов не наблюдается, исключительно преимущества. Во-первых, с внедрением новой системы у государства появляется возможность полноценно контролировать трудовую деятельность каждого жителя нашей страны. Во-вторых, в режиме онлайн соответствующие органы могут в любой момент заняться мониторингом и аналитической обработкой данных.
Но вот самое главное преимущество электронных трудовых книжек — отслеживание налоговых и пенсионных отчислений. Так государство сможет вовремя выявлять недобросовестных работодателей.
Почему не доверяют «цифре»
Согласно прошлогодним опросам ВЦИОМ, две трети россиян предпочли бы оставить бумажную версию трудовой книжки. Больше всего противников цифровой версии трудовой книжки среди людей старше 60 лет и жителей сел и деревень. Основными недостатками «цифры» называют угрозу потери данных в результате технических сбоев и утечки данных к посторонним. О недоверии к электронным документам свидетельствует и опрос SuperJob, по данным которого 17% российских сотрудников еще не определились, оставить ли бумажную трудовую книжку или перевести ее в электронный формат, а 61% захотел, чтобы наряду с заполнением сведений о стаже в цифровом виде, кадровики продолжили ведение бумажной книжки.
По данным экспертов, люди боятся, что их данные попадут в чужие руки или исчезнут в результате сбоя, а при отсутствии интернета или электричества «цифра» не сработает. Но рано или поздно электронная трудовая станет повсеместной, а бумажная останется в прошлом.
А что скажет бизнес?
Если говорить о преимуществах электронных трудовых книжек для бизнеса, то они следующие:
- не нужно покупать, вести и хранить бумажные трудовые книжки, тем самым работодатель экономит свои деньги;
- появляется возможность анализировать и обрабатывать данные трудовой деятельности каждого сотрудника.
Со позиции бизнеса минусов в электронных трудовых книжках намного больше, чем плюсов:
- если работник решит сохранить у себя бумажную версию документа, то работодателю придется проделывать двойной объем работы;
- возникнут проблемы с некорректными и ошибочными записями. Дело в том, что введение данных в электронной базе процесс нелегкий, к тому же, он еще полностью не налажен;
- теперь предприниматель не сможет оставить в трудовой книжке благодарность своим сотрудникам, а этот показатель был важным для государственных предприятий;
- при устройстве нового сотрудника работодатель не сможет ознакомиться с данным с предыдущего места работы. Ему теперь придется делать дополнительные запросы. По словам экспертов, увеличивается риск подделки документов;
- данные о приеме и увольнении необходимо вносить в электронную книжку день в день.
Плюсы и минусы электронной трудовой книжки для работников
С внедрением электронных трудовых книжек каждый работник получает быстрый и удобный доступ к информации о своей трудовой деятельности. Ознакомиться с ней можно в личном кабинете. Также она является удобным вариантом для оформления на дистанционную работу. Не стоит забывать и о том, что благодаря электронному документу легче и быстрее можно получить государственные услуги.
К сожалению, есть и недостатки. Если работник заметит ошибочную запись, то единственным способом ее устранения будет личное обращение к компании, которая ее оставила. Это будет проблематично в случае переезда. С внедрением электронной документации в ней отображается только информация с текущего места работы. Работодатель обязан выдать на руки бумажную версию, и в случае ее утери восстановить ее будет очень сложно.
Электронные трудовые книжки появились в начале 2020 года. За это время на них перешли только 14 процентов российских работников. Остальные предпочитают пользоваться бумажной версией. А вот молодые люди, которые впервые устраивается на работу, обязаны оформлять электронную версию. Другого варианта у них просто не будет.