Тайна гибели Гагарина и Серегина раскрыта
Первые научные и технические исследования гибели летчика-космонавта Гагарина Ю.А. и его коллеги Серегина В.С. были проведены сразу же после трагедии. Нелепостью смерти человека, которому покорился космос, был поражен весь мир: тут же посыпались гипотезы, предположения и слухи, которые только запутали сознание общественности. Хотя в СССР гибель Гагарина и Серегина на УТИ МиГ-15 пояснили сразу же, опубликовав результаты в центральной прессе.
Юрий Гагарин был удивительный человек: умница, дисциплинированный и чертовски обаятельный. Этот набор качеств сразу влюбил в него миллионы советских женщин. Мужчины ему завидовали, женщины млели, а дети равнялись на этого настоящего человека. Все гордились тем, что Юрий Гагарин — это их соотечественник, поэтому внезапная гибель профессионала высочайшего класса сразу же вызвала сильный резонанс в обществе. Тот факт, что тела не нашли, подлил масла в огонь, правда, не сразу, а в начале девяностых — тогда в нашей стране стала прорастать желтая пресса, заточенная под «сенсации» и «шокирующие» публикации, высосанные из пальца.
Гибель Юрия Гагарина тщательно расследовалась в СССР
Созданной в 1968 году Государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы удалось восстановить картину гибели летчиков-испытателей. Материалы эти можно найти в архиве: все 29 томов полны технических подробностей, но существовали и вопросы профессиональной строгости.
Доктор технических наук С.Белоцерковский лично принимал участие в работе госкомиссии 1968 года. По его словам, главным критерием отбора и проверки информации была перекрестность: информация признавалась достоверной, если два или более независимых способа ее получения давали схожие результаты. Так классифицировались, сопоставлялись, анализировались все собранные материалы и формировались базы данных и знаний о катастрофе, в которой погиб Гагарин.
Затем строились различные предположения о предпосылках аварийной ситуации и создавался сценарий ее развития. Расследование завершили на базе целостной системы анализа. Госкомиссия собрала, обработала и получила объективные данные, которые дополнялись новыми фактами из личных заметок членов комиссии, экспертов и очевидцев. Важные сведения дали новые лабораторные эксперименты.
Пять причин гибели Гагарина и Серегина
Тайна гибели Гагарина — не более чем газетный штамп, возникший в девяностые годы, когда прессе нужно было выживать любой ценой. Аршинные заголовки желтой прессы — лучший способ для поднятия продаж, а в СССР газетам верили. Вот в чем ужас ситуации.
1. Плохие погодные условия
Кольцевые карты погоды 27 марта 1968 года (день авиакатастрофы) свидетельствуют о неуклонном ухудшении погоды. Неточные сведения о погоде были даны на предполетной подготовке, вылет самолета-разведчика погоды запоздал.
2. Конструктивные недостатки самолета
Самолет УТИ МиГ-15 выпуска 1956 года прошел два ремонта, а его двигатель РД-45Ф — четыре капремонта. Для 1968 года машина была явно подержанная, но надежная. Однако конструкция системы спасения экипажа на УТИ МиГ-15 такова, что первым должен катапультироваться инструктор, иначе его спасение будет поставлено под угрозу.
3. Слабая радиолокация
В роковой день из-за неисправности оборудования не работали фотоприставки для съемки экранов радиолокационных станций. Диспетчер не мог в полной мере отслеживать меняющиеся положения самолетов, что сыграло против Гагарина и Серегина. Кроме того, вышел из строя наземный радиовысотомер. В финале полета УТИ МиГ-15 на радаре перепутали с соседним Су-11. Ошибку обнаружили только через 12 минут после падения самолета Гагарина.
4. Нарушения в планировании полетов
Руководитель полетов не обладал полной картиной о взлетавших и находящихся в воздухе самолетах. К тому же, время вылета «соседей» не выдерживалось, а изучение плановой таблицы в день полетов было беглым.
5. Халатность в организации тренировочных полетов
По мнению комиссии, генерал Н. Ф. Кузнецов — организатор тренировочных полетов, имел возможность отменить полет Гагарина и Серегина с учетом вышеизложенных неблагоприятных причин с погодой и радиолокацией. В результате со «Чкаловского» взлетало множество других самолетов, в чьей опасной близости и оказался гагаринский УТИ МиГ-15.
Будь на самолете «черные ящики», по их записям мы бы промоделировали весь дальнейший полет. Но в 1968 году об этом можно было только мечтать. Роковое стечение обстоятельств, человеческий фактор и судьба — вот причины гибели Гагарина и Серегина.
Как выяснила госкомиссия, для спасения летчикам-испытателям не хватило всего 150 метров высоты и полутора секунд. После страшнейшей автокатастрофы найти тела Гагарина и Серегина не представлялось возможным: 28 марта в 21:15 состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Урны с прахом погибших героев захоронены в Кремлёвской стене.