Тифозная Мэри, или Как здоровый человек заразил полсотни других

18:12, 16 Май, 2021

Когда эпидемиологии как медицинской науки еще не существовало, болезни инфекционного профиля вовсю косили цивилизацию. Чума, сифилис, сыпной и брюшной тиф были смертельными заболеваниями — лечить их не умели. История «тифозной Мэри» — здоровой женщины, которая заразила полсотни человек, плотно связана с бациллами и способом их передачи от одного организма к другому. Чем же так примечателен этот случай в анналах медицины?

На самом деле женщину звали Мэри Маллон, она жила в большом городе Нью-Йорке в начале XIX века, а в историю вошла не иначе как Тифозная Мэри. Дело в том, что она стала т.н. «нулевым» пациентом вспышки брюшного тифа, стала неосознанно, даже не подозревая того, что она — переносчик опасной для жизни бациллы.

Откуда взялась эта Тифозная дама?

Мисс Маллон родилась в Ирландии в 1869 году, но последствия голода заставили ее родителей бежать из страны. В США семья быстро освоилась, все дети в семье росли здоровыми и веселыми, Мэри к моменту переезда было 15 лет, она неплохо кашеварила, так что в быстро нашла работу повара в состоятельных семействах. Трудолюбивая и неунывающая ирландка неплохо жила, но в 31 год (1900 год) решила податься в Нью-Йорк: ее тут же взяла на работу очередная обеспеченная семья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Предсказания Ивана Ефремова: КГБ и забытый гений научной фантастики

Всё было бы идеально, но с приходом новой поварихи в семье начались какие-то непонятные недомогания. Причин подозревать новенькую в отравлении не было смысла, однако в районе стали регистрировать случаи брюшного тифа. Сложив два и два, жители быстро вычислили виноватую и настоятельно рекомендовали мисс Маллон пойти вон из города, где уже зародилась паника.

Мэри переселилась на Манхэттен, держа в душе обиду на богатых бездельников и не понимая, в чем же она виновата. Устроилась на ту же работу, и вот опять: семейство заболевает, повариху изгоняют. Следующее место работы — всё то же, инфекция, расчет и рекомендации никогда не появляться на пороге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что нужно успеть сделать в последний месяц весны в 2021 году

Такая жизнь у Мэри была на протяжении шести лет: здоровая, умелая и добросердечная Мэри в 1900-1906 годах сменила дом и работу семь раз. И всякий раз — след в виде вспышки эпидемии брюшного тифа с высокой смертностью. Случай помог расставить всё на свои места.

Брюшной тиф снижал стоимость недвижимости в районе

Мэри была неграмотной и необразованной, но вокруг жили люди, которые сумели связать ее пребывание в доме и стопроцентную вспышку брюшного тифа. Арендодатель дома на Лонг-Айленде весьма обеспокоился этим: инфекция весьма осложняла сдачу «зараженного» дома внаем, так что он провел тщательное расследование. Санитарный инженер Джордж Сопер, имевший опыт обращения с тифозными, собрал статистику по тифу за пару последних лет и быстро выяснил, что все они связаны с Тифозной Мэри.

Найдя ее новое место работы и жительства — очередную семью — Сопер начал пояснять ей, что она — разносчица инфекции. Он предлагал пройти медосмотр, но до смерти напугал научными терминами неграмотную крестьянку. Дело в том, что Мэри была из эмигрантов, а этих людей нигде и никогда не любят. Более того, в те времена в США на ирландцев постоянно наезжали все, кому не лень.

Результат увещеваний Сопера был нулевой: Мэри чуть не побила его и отказалась от каких-либо визитов в больницы и лаборатории для сдачи анализа. Джордж обратился в департамент здравоохранения штата Нью-Йорк во избежание распространения смертельно опасной инфекции, и только так удалось арестовать ирландку. Маллон отправили в тюремную больницу на принудительное обследование и лечение от тифа.

Упорный отказ от операции. Карантин

В тюремной больнице Мэри потихоньку расспрашивали о том, как она живет, что знает о гигиене и физиологии, как привыкла готовить еду. Медики все же обнаружили очаг тифоподобных бактерий — в желчном пузыре Маллон носила живые бациллы, даже не догадываясь о том, что сеет смерть и болезнь буквально на каждом шагу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Магарыч: что это за традиция и почему она считается русской

Газеты радостно освещали это событие, постоянно публикуя карикатуры и дав Мэри обидное прозвище — Тифозная.

Но понять этого она не могла в силу нехватки интеллекта, так что от операций и лечения упорно отказывалась. Оказалось, что на работе она нередко пренебрегала правилами гигиены — не мыла руки перед готовкой еды. После таких чудовищных признаний недалекую кухарку отправили на три года в карантин на остров Норт-Бразер. И там Тифозная Мэри упорствовала, считала, что ее оговорили и мечтала выбраться из карантина.

Удивительно, но сама она выглядела цветущей и здоровой, а анализы всё время менялись: то подтверждал тифозные бактерии, то отрицали их наличие в организме. В итоге мисс Маллон обратилась в независимую лабораторию, где подтвердили, что она здорова. Под присягой она поклялась в соблюдении всех санитарных норм, и 19 февраля 1910, наконец, покинула карантин.

Тиф оказался сильнее

Неугомонная и окрыленная хорошими новостями о своем здоровье, Маллон вновь приступает к работе. Имя она сменила, став Мэри Браун и вернувшись на кухню. Но привычка — вторая натура, и Мэри по-прежнему не моет рук. Немудрено, что в семьях опять начались вспышки тифа, а Маллон кочует из дома в дом.

Найти ее не могли пару лет, лишь в 1915 году вычислили эту неуловимую тифозницу. В свои 46 лет Мэри нашла работу в женской больнице Слоун, где уже заразила брюшным тифом 25 пациенток. Фемида была непреклонная: рецидивистку и вредительницу возвращают на остров Норт-Бразер. Начался пожизненный карантин. Раз человек не понимает необходимости лечиться, пусть живет, как в тюрьме — подальше от общества.

Так, без права на освобождение Тифозная Мэри жила в изоляции. Но в 1922 году ей позволили работать санитаркой в местной лаборатории, а ещё через три года её повысили до лаборантки: вместо уток она мыла пробирки. Однако после инсульта Мэри стала полупарализованной, была прикована к постели шесть лет, потом скончалась.

Вскрытие Тифозной Мэри ужаснуло врачей

Необычная пациентка давно приковала к себе внимание врачей, которые устали от странных результатов анализа. Вскрытие показало, что в желчном пузыре Маллон-Браун находилась огромная колония бактерий-возбудителей тифа. Ее организм выработал местный иммунитет к ним, а вот окружающие быстро становились жертвой после малейшего контакта.

Точное количество зараженных и умерших больных неизвестно. Историки полагают, что болезнь подхватили сотни людей, из которых скончались около 50 человек. Точной статистики нет, но даже такие цифры поражают и заставляют задуматься.

История переносчицы инфекционной болезни должна служить уроком всем — безответственное отношение к своему здоровью может обернуться смертью для окружающих. Так эмигрантка стала первым в истории «нулевым пациентом», доказав медикам, что можно распространять опасную болезнь, будучи здоровой самой.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *