Уплата и расчет налога на имущество для физических лиц
Изначально налог на имущество граждан, имеющих юридический статус физических лиц, является налогом местного значения, размер которого определяется нормативными и правовыми документами, принятыми на уровне муниципальных представительных органов. В населенных пунктах федерального значения действуют законодательные акты, закрепленные субъектами РФ. Таких всего три – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Налог является обязательным, и вносится на территории регистрации граждан.
Как правило, вопросы: когда, за что, куда и сколько, решаются местным отделением ФНС, а уведомление высылается налогоплательщику вместе с платежкой по трем видам налога в традиционном бумажном исполнении, либо в современном электронном формате, при условии регистрации личного кабинета гражданина в ФНС России. Но, чтобы исключить некоторые недоразумения, все же стоит иметь представление о механизмах и инструментах, задействованных в нормативных актах, в конечном итоге определяющих налог на имущество физических лиц.
Налогоплательщики и объекты обложения налогами
Налогоплательщиками считаются лица, имущество которых подпадает под определение «объект налогообложения». В свою очередь, перечень таких объектов закреплен в ст. 401 НК РФ, который выглядит следующим образом:
- объекты, находящиеся в стадии строительства, но не принятые в эксплуатацию;
- единые комплексы недвижимости;
- жилые дома, квартиры, комнаты;
- гаражи и парковочные машиноместа;
- прочие строения, здания, помещения.
Стоит отметить, что к категории «жилые» относят также здания и строения, находящиеся в собственности физ лиц, возведенные на участках земли, предназначенных для садоводства и огородничества, а также выделенных под строительство загородного дома или коттеджа в черте города. Исключение составляет имущество многоквартирных домов, предназначенное для общего пользования (подъезды, подвалы, чердаки и пр.).
Составляющие налоговой базы
Понятие налоговой базы предполагает под собой оценочные характеристики имущества, подлежащего налогообложению. Определяется этот показатель на основе данных кадастра, где указана стоимость объекта. Здесь также не обошлось без исключений, которые предусмотрены в случае непринятия до 1 января следующего года субъектами РФ Закона об определении единой даты правоприменения порядка расчета налоговой базы в соответствии с кадастровой оценкой имущества.
С начала 2020 года налоговая база не будет определяться по инвентаризационной стоимости. Определиться, с какого времени на конкретной территории субъекта РФ начинает действовать оценка по кадастру можно, сверив перечень субъектов, в котором указаны сроки их перехода на новую систему формирования налоговой базы, а также нормативные акты, регулирующие процедуру.
Использование инвентаризационной и кадастровой стоимости имущества в налогообложении
Прежде всего, необходимо знать, что кроется под определениями инвентаризационная и кадастровая стоимость имущества (ИС и КС).
До начала 2015 года ИС осуществлялась для процедуры приватизации, при продаже, покупке и других сделках с имуществом, а также являлась базой для определения налоговой нагрузки на объект. ИС – это значение, использующееся в оценке недвижимости и расчета сборов при сделках с ней. В него входят:
- общая площадь;
- степень износа;
- условия предоставления услуг ЖКХ.
При этом, в ценообразовании не участвуют факторы, определяющие рыночную стоимость объекта. Этим фактом и вызвано решение о переходе на новую, более объективную процедуру оценки по кадастровой стоимости (КС) или рыночной цены недвижимого имущества, определение которой регулируется законами РФ № 135-ФЗ и №237-ФЗ.
Согласно положениям этих документов, под определением КС понимаются результаты госоценки или итоги споров по определению стоимости объекта в соответствии с его рыночной ценой, сформированной в конкурентных условиях и без учета обстоятельств, влияющих на вариативность цены как в большую, так и в меньшую сторону. Стоимость по кадастру должна обновляться каждые пять лет, и предназначается не только для оценки недвижимости при операциях купли-продажи, но и для использования в качестве налоговой базы, с помощью которой можно сделать расчет стоимости сбора с собственника на принадлежащее ему имущество.
Как производится расчет налога на имущество
Субъекты РФ имеют возможность узнать стоимость налога на имущество, используя в качестве базы кадастровую стоимость. Вычислять можно по формуле С = (Н1 — Н2)* k + Н2, где:
- С – сумма налога к уплате;
- Н1 – сумма налога, рассчитанная в соответствии с положениями НК п.1 ст.ст.408, 403, пп. 4-6 ст. 408;
- Н2 – сумма налога, начисленная по инвентаризационной стоимости недвижимости согласно ст. 403, 404 НК, Закона РФ № 2003-1;
- k – коэффициент: 0,2 – для первого налогового периода, определяющегося местными органами власти по кадастру; 0,4 – для второго; 0,6 – для третьего.
Однако надо учесть тот факт, что статья НК 378.2 пункты 2 и 10 содержат перечень исключений для применения этой формулы.
Налог исчисляется ФНС по истечении отчетного периода с направлением собственнику уведомления с указанием срока уплаты и суммы налога и указанием льготного вычета, если на это имеются основания. Если значение Н2 выше Н1, расчет платежа ведется по процентной ставке от налоговой базы. Аналогичный расчет вводится в четвертом налоговом периоде, исходя из стоимости имущества по кадастру.
Особенности расчета налоговой базы по КС
Поскольку ИС уступает место КС, то мы более подробно остановимся на особенностях последнего способа, определяющего базовую стоимость объектов, являющуюся основой для определения размера налога на недвижимость.
Итак, размер налога напрямую зависит от стоимости недвижимости, которая, в свою очередь, устанавливается по КС, т. е. ее рыночной стоимости. Чтобы произвести расчет платежа, в отличие от ИС, предполагается использование в оценке дополнительных факторов, таких как:
- геолокация объекта (город, пгт, поселок и пр.);
- количество инфраструктурных объектов (наличие в шаговой доступности школ, дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, логистика и пр.);
- наличие дополнительных удобств (парковочные места, консьерж, домофон, состояние мест общего пользования и пр.).
Функции оценщика выполняет независимый специалист, привлеченный к этой работе местными органами власти. С учетом дополнительных критериев и формируется максимально приближенная к рыночной цена имущества, при этом, ее разница с КС может составлять от полутора до трех раз, а между рынком и ИС существует десятикратное увеличение стоимости.
Соответственно, налоговая база, рассчитанная по кадастровой стоимости, дает существенное увеличение налогового давления на собственников. В отличие от ИС, которая определяется БТИ, КС определяется Росреестром, Кадастровой палатой, а также получить сведения можно в одном из отделений МФЦ.
Документ об инвентаризационной стоимости может запросить и получить только собственник при личном визите в БТИ, тогда как для выписки из кадастра можно использовать электронные формы общения с госорганами. Кроме того, алгоритмы оценивания нового способа значительно проще и быстрее старого метода. После принятия территориальной администрацией о переходе на кадастровую оценку составляется перечень объектов для переоценки, после чего на конкурсной основе привлекается исполнитель: фирма или компания. Ее сотрудники основываются на коэффициентах, актуальных в момент переоценки, затем проводится экспертная оценка отчета, и только после этого сведения передаются в органы местного самоуправления, публикуются и заносятся в единую базу, которая и используется в качестве основания для начисления налога на недвижимость. Переоценка должна осуществляться каждые пять лет.
Оспорить оценку можно только через суд в течение полугода после получения результата оценки. Для инвентаризационной оценки временных рамок обращения в суд не существует.
Ставки налоговых платежей
Расчеты по этому критерию определяются действующими нормативными актами, принятыми местными муниципальными органами управления, территориальными структурами федерального значения. Часть из них закладывает в налоговую базу кадастровую цену, другая – инвентаризационную. Например, в ФНС в Москве и Санкт-Петербурге ставки по недвижимости, рассчитанные по кадастру, не превышают 0,1%. Правовые акты могут содержать в себе положения, позволяющие уменьшать до нуля или увеличивать эту сумму, но не более, чем троекратно. В случаях, когда соответствующие документы не приняты, лица, ответственные за расчеты обязаны использовать нормативную базу, которую определяет Налоговый кодекс РФ.
Дифференцированная ставка налога зависит от следующих факторов:
- стоимости по кадастру;
- вида налогообложения;
- принадлежности по территориальному признаку.
Если расчеты ведутся по инвентаризационной стоимости (ИС), то в формировании ставки участвует еще и специальный коэффициент – дефлятор, отражающий суммарную стоимость объектов в соответствии с инвентаризационной ценой. При этом, учитывается долевая собственность плательщика налога на каждый объект, располагающийся на административной территории. ИС объектов, облагаемых налогом, с учетом коэффициента-дефлятора выглядит таким образом:
- до 300 000 руб. – до 0,1% — включительно;
- 300 000-500 000 руб. – 0,1-0,3%;
- свыше 200 000 руб. – 0,2-2%.
При отсутствии местных нормативов собственники имущества до полумиллиона рублей платят 0,1%, для остальных этот размер составляет 0,3%. Возможно применение дифференцированных ставок налога на имущество физлиц, зависящее прежде от типа объекта, того, где он находится, суммы ИС с применением коэффициента-дефлятора.
Основания, по которым возможны льготы
Льготы имеют различные категории граждан, и заключаются они в возврате части налогов. Льготы на налог могут использовать:
- полные кавалеры ордена Славы и лица, награжденные звездой Героя;
- инвалиды (1 и 2 группы) детства;
- ветераны ВОВ и участники военных действий;
- участники работ по ликвидации аварий на ЧАЭС, заводе «Маяк», а также пострадавшие от ядерных испытаний под Семипалатинском;
- военные пенсионеры;
- сотрудники испытательных подразделений с повышенным риском, работавшие на военных объектах, в т. ч. и получившие в результате облучения инвалидность;
- семьи погибших военнослужащих;
- пенсионеры;
- владельцы библиотек, галерей, творческих мастерских, негосударственных музеев на жилых площадях, открытых для посещения – во время их функционирования;
- физлица, имеющие в собственности до 50 кв. м на участках, выделенных для дачи, садоводства и огородничества или подсобного хозяйства, строительства жилья;
- семьи с тремя детьми.
Льготный вычет доступен для одного (по выбору собственника) объекта, вне зависимости от того, какое количество подтвержденных оснований для них имеется у собственника. Льгота не действует в случае, если объект эксплуатируется для бизнеса, а также по отношению к имуществу, определяемому ст. 406 НК РФ (п.2 подпункт 2). Есть некоторые нюансы и по льготам для сельхозпроизводителей, для лиц, работающих по упрощенной системе уплаты сборов (ст. 346.1, 11, 23, 26 и 378.2 НК РФ).
Особенности порядка регистрации вычета
Чтобы узаконить льготы, физическому лицу надо подать в ФМС по месту регистрации заявление утвержденной формы, и подтвердить его пакетом бумаг на право вычета, а также уведомить службу, в отношении какого из объектов недвижимости нужно применить льготу. Если претендент на льготу имеет в собственности квартиру, парковочное место, дом, дачный коттедж, льготный вычет рассчитывается лишь по одному из строений. За остальные придется платить по полной ставке.
Сделать это необходимо до конца отчетного периода. Получив единожды от гражданина бессрочное заявление на льготу, ФНС в дальнейшем пролонгирует его автоматически. Подать заявку на применение налогового вычета от ставки по одному из объектов собственности можно, воспользовавшись:
- ЛК на портале ФНС;
- обратившись в одно из отделений ФНС лично;
- отправив заявление по почте;
- предоставлением лично бумаги в МФЦ.
В дальнейшем тем, для кого эта тема актуальна, понадобится умение находить свежую информацию, касающуюся льгот и порядка их расчета. Временной интервал рассмотрения заявки – 30 дней со дня его поступления, но при необходимости запроса на подтверждение документов, предоставленных льготником, срок может быть увеличен, о чем заявитель должен быть уведомлен. Ответ предоставляется по каналу, указанному заявителем в обращении. В случае отказа документ должен содержать аргументированные причины такого решения.
Части льготников (ст. 407, п.1, пп. 2, 3, 10, 101, 12, 15) льгота предоставляется на основании данных, полученных в соответствии с НК РФ, даже в случае непредоставления необходимых документов.
Что предпринять, если нет уведомления
Причин, по которым в вашем почтовом ящике не окажется уведомления о необходимости заплатить налог по действующей ставке, может быть множество – от банальной нерасторопности почтальона, до не менее банального хулиганства подростков. Часто бумага приходит по месту регистрации лица, а не по его фактическому месту проживания. Кроме того, если вы открыли «Личный кабинет» на одном из госпорталов, то, скорее всего, бумажный вариант вам отправлять не будут, ограничившись электронным сообщением, аналогичным бумажному, из которого также можно узнать ставку налога и срок, после которого возможно начисление пени.
Как бы то ни было, но, налог все же необходимо будет заплатить, поэтому держите процесс под контролем, своевременно забирайте почту и просматривайте сообщения в ЛК. Пуская все на самотек, вы рискуете получить солидные пени на просроченный платеж. Если уведомление так и не пришло, причем ни в каком виде, не стоит затягивать с визитом в налоговую, чтобы узнать сроки оплаты и сумму налога, применена ли льгота, если гражданин относится к перечню тех, на кого распространяется вычет. Можно также выбрать один из нескольких альтернативных каналов для запроса на оплату сбора и сообщить о своем желании платить по ставке налога до конца ноября. Уведомление о приеме вашего заявления является поводом для переноса сроков начала начисления пени за просрочку с 1 декабря на другое, более отдаленное время.
Есть еще одна причина, по которой вы не получите уведомление – когда налог на землю, транспорт и недвижимость не превышает в сумме ста рублей. И в этом случае налогоплательщик может не опасаться санкций, а просто дождаться, когда орган соберет достаточную сумму, например, срок оплаты будет перенесен на два-три года. Такая ситуация складывается в том случае, если вы, например, владели имуществом совсем недолго, получили в наследство квартиру и продали ее через пару месяцев.
Как поступить в ситуации, когда ставка налога явно завышена
Нередки случаи, когда в платежках оказываются лишние сотки, не принадлежащие гражданину квартиры, или даже суммы, которые характерны для всего дома, но не для квартиры из одной комнаты, т. е. применяется неправильная ставка. Необходимо тут же подать обращение в ФНС с указанием претензии к расчетам налога на имущество. Сделать это и многое другое можно на онлайн-ресурсе ФНС с помощью специальной формы, либо обратившись непосредственно через рабочий ЛК пользователя.
Еще один вариант завышения цифры в платежке, когда явных ошибок расчета стоимости нет, но итоговая сумма сбора в разы выше прошлогодней. Происходит такое по нескольким причинам:
- переход региона на формирование стоимости по кадастру;
- проведение кадастровой переоценки, повлекшее удорожание имущества;
- решение местных властей о повышении ставки налога для определенных категорий недвижимости (например, для жилья большой площади).
Как вы понимаете, в таких ситуациях ФНС только использует предоставленную ей налоговую базу, все остальное – инициатива местных властей. Вы сможете обезопасить себя от проблем, если примете за привычку уделять несколько минут для того, чтобы посмотреть, есть ли сообщения от ВНС в вашем личном кабинете. Что же должно предпринять физическое лицо? В первую очередь, надо проверять, нет ли ошибки, после чего постарайтесь найти информацию по возможным изменениям ставки налога. Как правило, выйти на эти документы можно, выбрав свой регион на сайте ФНС. Данные о стоимости недвижимости по кадастру (выписку из ЕГРН) следует запросить на портале Росреестра. Считаете, что расчет ставки неправильный – обращайтесь в местную комиссию при Росреестре, а при отсутствии позитивного решения проблемы – в суд. Порядок обращения размещен в разделе «Полезная информация» онлайн-портала ведомства.
Новое в правовой базе о налогах 2019 года
Теперь уточним, какие именно реформы вступили в силу уже в январе этого года. Речь идет о поправках в ст. 378.2 и 391 НК РФ, касающихся формирования налоговой базы согласно кадастровой (ранее инвентаризационной) стоимости имущества граждан. В частности, если качественные или количественные показатели объекта изменены после кадастровой оценки, то это должно быть учтено с момента появления сведений в ЕГРН.
При обнаружении технической ошибки, а также изменения в результате внесения исправлений в ЕГРН, рассмотренные и принятые комиссией по спорам или по решению суда, вносимые правки учитываются с даты их внесения в кадастровый реестр.
Если стоимость, определенная кадастром, изменяется на основе подвижек рыночных цен на объекты недвижимости, при этом поправки принимаются судом или специальной комиссий, то они учитываются при расчете налоговой базы спорной недвижимости с момента применения правил налогообложения стоимости по кадастру.
Пени и штрафы за неуплату или просрочку перечисления сбора
Если вы не перечислили налог до 1 декабря, будьте готовы к далеко не радужным последствиям такого решения. Рассчитать размер пени можно исходя из установленного порядка – 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый просроченный день. На ноябрь 2019 г. это 6,5%. Впрочем, вам не обязательно считать самим – в уведомлении, которое последует после того, как вы станете должником, ФНС укажет:
- сумму долга;
- размер пени;
- срок, до которого необходимо оплачивать квитанцию;
- санкции, которые будут применены к вам как к должнику.
Если опять проигнорировать определенный ФНС срок уплаты, на снисхождение рассчитывать уже нельзя: вы можете быть оштрафованы, а это плюс 20% к сумме долга, если будет признано, что просрочка неумышленная. Если же вы умышленно перешли в категорию должника, то штраф может быть и выше. Дальнейшее игнорирование требований чревато судебным процессом о взыскании недоимки, арестом имущества, средств в банках, ограничением выезда за рубеж. Все это может быть применено вместе или по отдельности в случае, если общий долг по налогам, платежам ЖКХ, штрафам ГИБДД и пр. превысит 30 000 рублей.