Зачем Турции аналог Босфора: строительство дублера изменит мировое судоходство
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал планы по строительству водной артерии, альтернативной Босфору. Инициативу президента резко раскритиковали внутри курортной республики.
Противники масштабного проекта Эрдогана указали как на экологические, так и на внешнеполитические его последствия. Критики акцентировали внимание на том, что вопросы, связанные с судоходством в территориальных водах Турции, регламентированы международной конвенцией Монтрё.
В течение довольно продолжительного периода времени конвенция Монтрё позволяла Турецкой Республике выдерживать военный нейтралитет. Однако, сейчас все чаще стало звучать предложение отказаться от участия в международном документе.
Что известно о грандиозном инфраструктурном проекте Турции
В начале апреля 2021 года президент Турции объявил о том, что уже в обозримой перспективе начнут строить канал «Стамбул». Политик подчеркнул, что новая водная артерия протяженностью в 51 километр призвана продублировать Босфорский пролив.
В правительстве республики уточнили, что каналу предстоит соединить Черное море с Мраморным, и он будет проходить в 100 километрах к западу от столицы страны – Стамбула. Европейская его часть фактически станет островом.
Как проект «Стамбул» выглядит на карте
Зачем Турции аналог Босфора в виде канала «Стамбул»: какие цели преследует Эрдоган
Правительство Турции рассчитывает на то, что новый канал в значительной степени разгрузит Босфор, являющийся морским путем, одним из наиболее загруженных в мире. Через Босфор проходят в пределах 53 тысяч судов за год.
Новая артерия призвана, кроме прочего, обеспечить защиту архитектуре и памятникам Стамбула от инцидентов, подобных тому, который не так давно имел место в Суэцком канале.
Турецкие власти отмечают, что в отличие от Босфора, который создала сама природа, с его довольно извилистой и невероятно сложной для транзита веткой «Стамбул» представит собой два практически прямых участка. Благодаря этому процессы прохождения судов существенно ускорятся, надеется правительство Турции.
«Канал «Стамбул» станет международным морским путем, который улучшит логистические возможности и инфраструктуру Турции», — резюмировал глава Министерства инфраструктуры и транспорта Адиль Караисмаилоглу.
Сроки реализации и стоимость проекта
Власти Турции планировали начать строить новую водную артерию еще в 2018 году. Завершить реализацию масштабного проекта правительство республики хотело не позднее 2023-го – до 100-летнего юбилея страны. Однако, впоследствии было объявлено о смещении сроков.
Впервые Реджеп Тайип Эрдоган рассказал о предстоящем проекте в преддверии выборов в 2011 году. Глава государства тогда пообещал соотечественникам, что по обе стороны от канала «Стамбул» расположатся два новых города, а в северной и южной частях артерии появятся прибыльные порты люксового класса для яхт.
Пропускная способность нового канала достигнет, как ожидается, не менее 160 судов в сутки. В том числе, здесь имеются в виду и танкеры дедвейтом до 300 тысяч тонн, уточнила турецкая власть. Общую стоимость грандиозного проекта Турции эксперты оценили в сумму около 10 миллиардов долларов.