Зачем в СССР создавали летающие танки и другие боевые машины с крыльями

16:28, 27 Мар, 2021

Летающий танк — это не каприз советских конструкторов, а насущная необходимость предвоенных и военных времен. В попытках преодолеть силу земного тяготения и усилить военную мощь страны, авиа- и оружейные конструкторы объединяли усилия в разных конструкторских бюро. Например, приделать боевой машине крылья или создать для армии СССР летающие танки было приоритетом уже в конце 1930-х.

Главной задачей войны является быстрое и сокрушительное уничтожение живой силы противника и его военной техники. Летающий танк помог бы справляться с целыми армиями в несколько раз быстрее, решил конструктор П. И. Гроховский. Именно он разработал подвеску для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. По задумке, танкетка планировала на огромном парашюте с диаметром купола 30 метров.

Идея не прижилась, всё было очень громоздко и медленно, но чертежи в архивах и модели прототипов остались. Многим несведущим людям в конце тридцатых казалось, что Гроховский просто балуется, растрачивая административный и финансовый ресурс. Его танкетки на парашюте были названы «тупиковая ветвь», но история летающего танка в СССР только начиналась.

Танк как самая надежная боевая машина всех времён

Конструкторы на примере Первой мировой войны оценили танк по достоинству: машина воистину боевая, надо бы только прокачать слабые места. Уже в 30-х годах в разных армиях мира появились первые воздушно-десантные соединения, которым летающий танк был бы очень кстати.

Огромные самолеты-транспортники для переброски танков появятся куда позже, а на пороге новой войны СССР был нужен чудо-танк, который умел бы летать. Гроховский предложил правительству 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 м и грузоподъемностью 1,7 т в качестве основы будущего транспортника. Но идея не сработала — слишком низок был уровень развития техники в то время.

Зато авиаконструктор Уолтер Кристи из США очень внимательно следил за советскими разработками. В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк, который СССР закупил и положил в основу новой серии советских танков «БТ». Конструкция была исключительно удобной для того, чтобы «приделать ей крылья».

Летающий танк никак не хотел подниматься в воздух

Сначала такой танк должен был обычным образом разогнаться до скорости 120–135 км/ч, а потом водитель переключал бы привод с гусениц на винт — так машина бы отправлялась в полет. Кристи мыслил, что прочная подвеска с амортизаторами гарантирует посадку на любую неровную поверхность, где пилоту оставалось бы только дернуть за рычаг, чтобы сбросить хвост и крылья.

Для такой задумки Кристи нужны были инвесторы и на первых порах он их славно дурил, выводя на тест-драйв облегченную модель из дюраля, которая действительно разгонялась до 190 км/час. Но Отдел вооружений не дал себя провести, и эксцентричному изобретателю обрезали финансирование. Уязвленный Кристи тут же метнулся в СССР, предложив свои услуги. Наши вежливо, но твердо отказали, но «Аэротанк М.1932» всё же выкупили.

Опытный цех Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) в начале сентября 1932 года испытывал американское «чудо». Решившись на модернизацию машины, модель переименовали в БТ-32, но как ни бились, тяжеленный танк не полетел. Позже был еще один проект Смалько, но тоже безрезультатно.

Однако в следующем десятилетии, когда СССР вступил в войну с Гитлером, понадобились не только летающие танки. Молодой и перспективный конструктор Олег Антонов получил срочное задание Наркомата авиапромышленности «на создание десантно-транспортного планера для переброски легких танков в расположение партизанских отрядов и окруженных частей Красной Армии». Создайте, товарищ Антонов, летающий танк!

Предложено было снабжать Т-60 съемными крыльями и буксировать этот «планер» за бомбардировщиком ТБ-3 или Ил-4. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20–25 километров до цели, планировать и садиться. Проект получил название «Крылья танка» — КТ.

Но боевая машина весом 5,8 т имела крыло огромной площадью 18 метров, а хвостовое оперение бипланного типа было установлено на двух балках, соединенных с нижней плоскостью крыла. Корпус танка выполнял функции фюзеляжа, в нем сидели пилот (он же водитель) и стрелок. В 1942 году в Тюмени изготовили такую машину, но испытания показали постоянный перегрев моторов. Комиссия была вынуждена признать, что «задача создания летающего танка в целом решена, но в его конструкции допущены определенные ошибки».

С тех пор «летающим» танк зовут лишь за способность в прыжке преодолевать десяток-другой метров по воздуху. Например, более-менее современный Т-80 оснащен вертолетной турбиной в качестве двигателя. Но уж слишком тяжелая эта боевая машина для самостоятельного взлета.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *