Загадочные «люди-грибы» и древние колесницы: наскальное искусство Алтая и Чукотки

05:26, 07 Окт, 2025
Ирина Валькова
Арзеологические раскопки
Иллюстрация: pronedra.ru

В труднодоступном урочище Сальджар на Алтае скрыта одна из самых обширных «картинных галерей» древности. На западных склонах одноимённого хребта учёные обнаружили тысячи наскальных рисунков, некоторые из них появились ещё до того, как египтяне начали возводить свои пирамиды. Эти древние изображения, петроглифы, открывают окно в мир наших далёких предков и позволяют исследователям проследить культурные связи между регионами, разделёнными тысячами километров.

Сальджар — сокровищница наскального искусства

Горы Алтая издревле притягивали внимание археологов. Петроглифы здесь изучаются уже около 150 лет. Интересно, что рисунки расположены крайне неравномерно: существуют обширные участки скал, где они почти не обнаружены, и наоборот, места с необычайной плотностью изображений. Урочище Сальджар на правом берегу Катуни — одно из таких «богатых» мест. Здесь встречаются уникальные изображения колесницы, а также загадочные антропоморфные фигуры с массивными грибовидными головными уборами.

Профессор Новосибирского государственного педагогического университета Андрей Бородовский отмечает, что петроглифы Сальджара демонстрируют историческую преемственность на протяжении почти пяти тысячелетий. Особый интерес вызывает одноколёсная повозка, которая напоминает китайские колесницы эпохи Хань. Это позволяет предположить, что рисунок появился позднее, в I тысячелетии до нашей эры, и отражает древние культурные контакты между Алтаем и Восточной Азией.

Дальний Восток и «женщина-гриб»

Перенесёмся на Дальний Восток, на Чукотку. Вдоль берегов реки Пегтымель расположены петроглифы — самые северные в Евразии. Впервые их обнаружил геолог Николай Саморуков в 1965 году. Сегодня известно 104 группы изображений, на которых можно увидеть сцены охоты на диких оленей, фигурки песцов и волков, морских животных, а также людей с головами, напоминающими грибы.

Особенно впечатляет 35-сантиметровая фигура женщины с двумя косами и грибовидным «шлемом», вокруг которой изображены антропоморфные существа в ритуальном танце. Женские фигуры детализированы: видны косы, грудь, меховой комбинезон (керкер), а грибы над головами выполнены намеренно огромными.

Исследования последних лет, проводимые специалистами Института археологии РАН, позволили создать интерактивные 3D-модели пегтымельских петроглифов и задокументировать более 550 скальных поверхностей. Эти данные открывают новые возможности для изучения древних ритуалов и культурной преемственности народов Сибири.

Тайна грибов и ритуальный смысл

Наскальные изображения людей-грибов встречаются по всей Сибири, но лишь в строго определённый исторический период — в эпоху бронзы и раннего железного века. Их значение до сих пор остаётся предметом дискуссий. Николай Диков предполагал, что фигуры связаны с шаманскими ритуалами: мухоморы использовались как галлюциногенное средство, и изображения помогали «вызывать урожай» или контактировать с духами.

Другая версия трактует грибы как символ мужского начала, объединённого с женской фигурой, что в древних культурах символизировало плодородие. Андрей Бородовский отмечает:

«Существует несколько интерпретаций этих фигур. Одни считают это необычной шляпой, другие — образом шаманов, которые после употребления грибов впадали в транс. Но однозначных доказательств пока нет».

Историческая преемственность и культурные связи

Петроглифы Сальджара и Пегтымеля демонстрируют удивительную культурную преемственность и общие черты, несмотря на географическую удалённость регионов. Женщины с косами и грибовидными головными уборами, а также сцены с колесницами показывают, что древние народы Евразии были частью сложной сети культурных обменов.

Сальджарская галерея уникальна и в масштабе Евразии. Здесь, на стыке эпох и цивилизаций, сохранились следы жизни, верований и художественного самовыражения, дающие нам ключ к пониманию древней духовной и социальной жизни Сибири.

Древние петроглифы Алтая и Чукотки продолжают удивлять исследователей. Они помогают не только реконструировать историю искусства, но и заглянуть в мир, где человек и природа, ритуал и повседневность, магия и реальность переплетались в единое целое. Урочище Сальджар и Пегтымель остаются символами той древней связи, которая объединяла народы Сибири задолго до появления современных государств и цивилизаций.

Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что Древний Египет заговорил свистом: археологи раскрыли тайну крошечного артефакта

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *