Зеленое пространство и энергетический налог: планы СНГ по развитию зеленой энергетики
Страны Содружества Независимых Государств (СНГ) стремятся к гармонизации подходов к зеленой энергетике. Это может привести к запуску системы трансграничного углеродного регулирования для импорта продукции. Для России ситуация потенциально открывает новые возможности для экспорта электроэнергии в страны СНГ с высокой долей тепловых электростанций (ТЭС) и привлечения инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Однако, согласно аналитикам, введение углеродного налога в настоящее время будет нецелесообразным, сообщает «Коммерсантъ».
Единое зеленое пространство в СНГ
Электроэнергетический совет СНГ разработал проект «дорожной карты» по гармонизации зеленых инструментов для развития низкоуглеродной энергетики. В рамках этого проекта обсуждаются возможности создания системы торговли квотами на выбросы CO2 и зелеными сертификатами на производство ВИЭ. Также рассматривается введение единой таксономии зеленых источников энергии и учреждение фонда зеленых инвестиций. В будущем эти меры позволят внедрить систему трансграничного углеродного регулирования, подобную механизму налога CBAM (плата за углеродный след продукции) в Европейском союзе.
Электроэнергетический совет СНГ включает десять стран: Россию, Армению, Азербайджан, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Общая установленная мощность электростанций в РФ составляет 247 ГВт, а в остальных странах СНГ — более 75 ГВт. Из них на Казахстан приходится 24,6 ГВт, а на Узбекистан — 17,9 ГВт.
Создание единого зеленого пространства в рамках СНГ обсуждается уже много лет, однако конкретные шаги в этом направлении пока не были предприняты. Вопрос, как известно журналистам pronedra.ru, вновь был поднят на заседании совета в июле 2022 года в Астане. Внедрение мер, предусмотренных «дорожной картой», создаст экономические стимулы для инвесторов и регуляторов синхронизировать планы по размещению генерирующих объектов и развитию электросетей для повышения эффективности и выхода на внешние рынки.
Страны СНГ значительно различаются по єнергетическому составу. Низкоуглеродная генерация составляет более 50% установленной мощности только в:
- Таджикистане;
- Киргизии;
- Армении.
В России доля ТЭС составляет 66% генерации, атомных электростанций — 12%, гидроэлектростанций — 21% и ВИЭ — около 1%. Например, в Китае доля ТЭС составляет 53%, а ВИЭ — 29%. В странах ЕС на ТЭС приходится 35%, а на ВИЭ — 39%.
Также энергетическая отрасль стран СНГ отличается по углеродному следу. В России объем выбросов CO2 при производстве 1 кВт•ч составляет 355 г, а в Туркменистане, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Молдавии и Азербайджане — 551 г. Средний уровень углеродного следа в странах СНГ составляет 394 г, что превышает показатели 27 стран ЕС (261 г) и G7 (338 г). Общий объем выбросов CO2 в странах СНГ в 2021 году составил 2,13 млрд тонн. При этом в ЕС произвели 2,73 млрд тонн.
Планы по развитию ВИЭ в СНГ
В России программа поддержки строительства возобновляемых источников энергии (ВИЭ) считается «скромной» и будет завершена к 2035 году. Поэтому создание новых механизмов поддержки в соседних странах может быть выгодным для российских инвесторов, которые смогут выйти на новые рынки. Особый интерес представляет экспорт низкоуглеродной электроэнергии государствам, где доля ТЭС остается значительной, особенно в условиях сокращения поставок в Европейский союз.
В СНГ уже разработаны планы развития ВИЭ до 2035 года, которые предусматривают создание механизмов поддержки и достижение объема около 25 ГВт. Гармонизация правил и интеграция рынка инструментов декарбонизации может стать взаимовыгодной и полезной. Она позволит странам быстрее создавать необходимое регулирование и инфраструктуру путем обмена опытом. Кроме того, общие системы регулирования вызывают больше доверия на внутренних и внешних рынках, способствуя способствуют более эффективному обмену ресурсами для декарбонизации.
Эксперты также отмечают, что трансграничный углеродный налог в СНГ является «преждевременной мерой» и пока не показал своей эффективности. Ни в России, ни в других странах СНГ не определены амбициозные цели в области декарбонизации, требующие дополнительного финансирования. В связи с этим формирование фискальных инструментов считается нецелесообразным. Возможность реализации климатических проектов и привлечения углеродных инвестиций из стран СНГ теоретически существует. Однако, пока активной торговли углеродными единицами с Россией или другими странами СНГ не наблюдается.