Золотая пальмовая ветвь 2018 Каннского кинофестиваля досталась фильму «Магазинные воришки»
Одно из самых ожидаемых кинособытий года – Каннский кинофестиваль 2018 – подошел к концу, и мир узнал главного победителя.
Фаворитом у прессы стал новый фильм корейского режиссера Ли Чхан Дона “Пылающий”, поставленный по рассказу Харуки Мураками “Сжечь сарай” (тема огня и поджогов часто появляется в программах 71-х Канн, кстати). История о молодом писателе Енг-су, который встречает подружку из детства Хаэ-ми, влюбляется в нее, а затем пытается выяснить причину ее исчезновения, раскрывается как параноидальный неонуар в контрастном антураже бедных и богатых корейских районов. Главный герой ненавидит своего отца, который не умеет контролировать свой гнев и сидит за это в тюрьме, – только затем, чтобы потом, естественно, обнаружить, что в нем самом сидит еще и не такое.
“Пылающий” сшит и маленьких деталей и мини-сцен, работающих на основное полотно: скажем, влюбленность главных героев показывают сценой с плевками в стаканчик; полфильма Енг-су кормит кота-призрака; а атмосфере неловкости, которая возникает, когда к паре врывается новый знакомый Хаэ-ми, стоит поучиться всем представителям американского инди-кино.
Картина установила рекорд рейтинга, получив самую высокую оценку критиков за всю его историю — 3,8 балла из 4.
Золотая пальмовая ветвь досталась японскому режиссеру картины «Магазинные воришки»
Однако, как это обычно и бывает на смотре, ожидания критиков не оправдались. Главный приз, Золотая пальмовая ветвь, был присужден японскому режиссеру Хирокадзу Корээда за картину «Магазинные воришки» про необычную семью в современной Японии, которая находит на улице маленькую девочку и решает оставить ее у себя.
«Это правда, что я расту с каждым своим фильмом, и то, что я делаю фильмы про семью. С возрастом у меня изменилось видение семьи, того, какой она может быть. И я продолжу снимать фильмы про семью, так как у меня всегда разные мысли по этому вопросу», — сказал Корээда журналистам.
Фильм повествует о семье японского рабочего, которая вынуждена жить практически на одну только пенсию бабушки и периодически промышляет мелкими кражами в магазинах. Однажды глава семейства подбирает на улице замерзающую маленькую девочку…
Победитель уже заявил журналистам, что продолжит снимать кино про семью. Он признался, что некоторые моменты в его картине были навеяны личным опытом — своей комнаты у него в детстве не было, и он наблюдал за взрослым миром из шкафа, где хранил все свои вещи.
Рома Зверь получил приз Каннского фестиваля
“Лето” Кирилла Серебренникова – черно-белый мюзикл про Виктора Цоя и лидера группы “Зоопарк” Майка Науменко (говорят, жюри этот фильм очень понравился). Поставленный по мемуарам жены Науменко, фильм мечется от истории про то, как новый талантливый голос пытаются задушить в наставнических объятиях, к вялому рассказу про любовный треугольник, который отягощает фильм присутствием Ирины Старшенбаум.
За привязку к мюзиклу отвечают не только исполненные Ромой Зверевым песни Науменко, к примеру, но и музыкальные номера с песнями Лу Рида и Игги Попа, которые поют люди в троллейбусе. Это главный прием привязки иностранного зрителя к очень специфическому контексту, и он работает: многие вспомнили про свою рок-н-ролльную юность.
В целом “Лето” можно прочитать и как манифест усталости от тоталитаризма и поиска путей побега, и как сентиментальные вздохи об ушедшей эпохе, когда трава была зеленее и алюминиевые огурцы всходили лучше.
В конкурсной программе Каннского кинофестиваля показали фильм Кирилла Серебренникова «Лето» о зарождении андеграундной рок-сцены в начале 1980-х. Главные герои картины — музыканты Виктор Цой и Майк Науменко и жена Науменко Наталья. Кинокритик Антон Долин считает, что лиричное и музыкальное «Лето» — лучший фильм режиссера, который с августа прошлого года находится под домашним арестом.
Музыкант Рома Зверь (Роман Билык) и Герман Осипов получили премию Cannes Soundtrack Award из программы Каннского кинофестиваля за саундтрек к фильму «Лето» Кирилла Серебренникова.
Фильм расскажет о событиях лета 1981 года в Ленинграде. Картина основана на малоизвестной истории отношений Майка Науменко, его жены Натальи и Виктора Цоя. Над сценарием работали Михаил и Лилия Идовы.
Приз за лучший саундтрек вручается в Каннах с 2010 года. Победителя выбирает жюри из журналистов.