Какой веры придерживались монголо-татары?
Но фоне военной мощи Золотой орды мало кто задумывался, какой веры были монголо-татары. А ведь в древние времена именно вера сплачивала народы, а чуть позже даже становилась официальной причиной объявления войны. Взять, к примеру, Крестовые походы, за чью варварскую деятельность католическому папе неудобно до сих пор.
Если в истории древней Руси мы более-менее ориентируемся и точно помним имя князя, который импортировал к нам христианство, то с татаро-монголами все обстоит не так четко. А ведь там был свой креститель, звали его хан Узбек. И его государственная политика сильно повлияла на Золотую орду, существенно укрепив ее государственность. Причем не без помощи веры.
Почему ордынцы сначала приняли христианство, а потом ушли в отрыв?
Духовную судьбу народа выбирал хан Узбек, в 1313 — 1341 годах «руливший» Золотой ордой. Хан выбрал ислам, а ведь могло быть иначе — среди татаро-монгол долгое время превалировало христианство, но удержаться там на веки вечные почему-то не смогло.
В конце прошлого века монография историка Г. Федорова-Давыдова «Религия и верования в городах Золотой Орды» вызвала сильный резонанс. Доктор исторических наук осветил новый аспект монголо-татар в ходе их завоевательской деятельности — веротерпимость. А ведь они к тому времени были уже мусульманами по вере. Христианство в Орде кануло в Лету, но уважение к чужой вере эти свирепые воины сохранили.
По всей видимости, внезапное насаждение ислама в империи Джичидов при хане Узбеке шло довольно медленными темпами. В ту пору, в силу историко-общественных обстоятельств, Золотая Орда стала неким тиглем, в котором кипели все верования. Именно в эпоху Узбека ислам «дожал» православие, и стал доминировать — усилиями хана империя стала монотеистической. Никаких шатаний!
Православие в Золотой Орде документально подтверждено
Золотая орда врывалась и порабощала, это верно, но в 1267 году митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II лично получил от хана Менгу-Тимура официальный документ, подтверждающий его полномочия. В этом ярлыке от хана прописывалось, что имущество и права православного священничества защищены законами завоевателей. Веротерпимость в чистом виде.
И даже больше, ведь таким образом, с позволения правителя духовная власть ставилась ханом выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе, а церковные иерархии были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.
И местные потянулись в православие, но не так активно, как в ислам. Ведь параллельно к кочевникам приезжали и исламские популяризаторы, действовавшие куда активнее. Их речи изобиловали волнующими образами, немудрено, что с каждым годом их проповеди слушало все больше людей. А позже мощное религиозное влияние на Орду оказывал Египет.
Первым мусульманином, правившим Золотой ордой, был хан Берке (1209 — 1266 гг.), который через своих послов в Каире присягнул халифату, сформированному лично Бейбарсом. За хана, по указанию султана, совершили хадж и потом расписали эти незабываемые подробности самому хану, — отмечал в своем труде д.и.н. Г. А. Федоров-Давыдов.