Почему на Троицу наряжают березку и освящают ее веточки?
Завтра, 7 июня, православные христиане будут отмечать очередной двунадесятый праздник после Пасхи – Троицу. В народе ее называют Пятидесятницей, поскольку она приходится на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. Церковное название праздника – День сошествия Святого Духа: оно указывает на событие, в память о котором он учрежден. Сошествия Святого Духа на апостолов описывается в Библии. Суть Троицы заключается в триединстве Бога – Отец, Сын и Святой Дух.
С Троицей, как с любым другим религиозным праздником, связаны народные традиции, обряды, также запреты. Главный цвет праздника – зеленый, а главный символ – береза. На Троицу наряжают березу, освящают ее веточки в храмах во время праздничной службы, несут домой, и хранят в течение года. Церковная служба на Троицу – одна из самых ярких: священники облачены в праздничные зеленые одеяния, залы украшены зеленью, пол – травой, иконы – цветами.
На Троицу принято наряжать березку, главный символ праздника
Березка является главным символом праздника Троицы: ее наряжают, вокруг нее водят хороводы, ее веточки освящают, и хранят в качестве оберега. Березка, а точнее, ее веточки, используются в народных обрядах – из них принято плести венки, их в свои косы вплетают незамужние девушки. Под березкой на Троицу устраивают трапезу, а ее веточками украшают дома, оконные проемы, двери.
Причин, почему наряжают на Троицу именно березку, две.
Историческая – березка символизирует дубраву Мамвру, в которой рос большой дуб. Считается, что под ним Авраам встретится с Богом, явившимся к нему в образе ангелов. На некоторых иконах увековечено данное событие.
Символическая – березка символизирует возрождение души, ее расцвет, обновление. Березовые веточки питаются энергией дерева, и если их сломить, то спустя некоторое время они усохнут. Так, если человека «отрезать» от рода, его жизненная энергия также будет иссякать. Заблудшие человеческие души, потерявшие веру в Бога, напоминают иссохшие веточки березы, отделенные от дерева.
Ветки березы на Троицу во время или после праздничной службы освящают, приносят в дом, раскладывают на подоконниках, вставляют в оконные проемы, подвешивают на дверь. Считает, что они оберегают дом от нечисти, негативное энергетики, а жильцов – от несчастья. Также с березовыми веточками незамужние девушки проводят обряды:
- перед Троицей они идут в лес, отламывают несколько веточек от молодых березок, и плетут из них венки. Плести нужно аккуратно, чтобы не сломать веточки. По возвращению домой, венки также аккуратно расплетают. Хороший знак, если веточки остались целыми, а листочки – зелеными;
- березовые веточки в четверг незамужние девушки вплетают в косы, и если в воскресенье на Троицу они остаются целыми, листочки – свежими, значит, скоро будет свадьба.
С веточками березы запрещено проводить магические ритуалы. Хранят их год, а потом ни в коем случае не выбрасывают, как обычный мусор. Веточки нужно или сжечь, или пустить по воде.
Обычаи и запреты праздника Троицы
Праздник Троица начинается с утреннего Богослужения, с одной из самых красивых церковных служб. Православные первым делом идут в церковь, освящают веточки березки, молятся. Вечером они возвращаются в церковь на Великую вечерню. Помещения в церквях украшают различной зеленью, пол – травой, иконы – полевыми цветами. Украшают не только березовыми, но и липовыми, кленовыми веточками, лопухом, мятой, чабрецом, папоротником, любистком, васильками.
В праздничный день нужно придерживаться некоторых правил поведения. Недопустимо, чтобы на Троицу православный человек:
- занимался домашней работой;
- занимался уборкой в доме, приготовлением пищи;
- мыл пол, гладил, стирал;
- шил, вышивал, вязал, кроил;
- занимался различными работами в саду и огороде;
- ссорился, скандалил, спорил;
- конфликтовал;
- сквернословил, осуждал, обсуждал;
- обижал кого-то или сам обижался;
- чревоугодничал.
На Троицу нельзя купаться в водоемах: еще предки верили, что в этот день русалки выходят на берег, и могут утащить на дно. Троица – день отдыха, и никакие занятия не должны отвлекать от участия от церковной службе и молитв.