Афганских женщин лишили возможности делать эпиляцию и ходить в салоны красоты
Жизнь афганских женщин очень сложно представить. Они страдают от бессилия перед принятыми законами, которые направлены на то, чтобы они жили хуже. Очередной такой закон — запрет на эпиляцию. Представительницы слабого пола рыдают и не знают, что делать и как с этим бороться, — сообщает издание «Аргументы и Факты».
Женщинам в Афганистане запретили эпиляцию и салоны красоты
«Я вообще не знаю, как мы будем зарабатывать на жизнь!» — цитирует pronedra.ru Саиду, афганскую бизнесвумен, которая выразила свою ярость по поводу решения талибов* закрыть все салоны красоты в Афганистане без объяснения причин. Она отправляет мне сообщения в WhatsApp, затем удаляет их и пишет снова, сопровождая их матерными эпитетами на английском языке. Недавно хозяйкам таких заведений было выслано уведомление о необходимости прекратить свою деятельность в течение 30 дней под угрозой преследования со стороны шариатского суда.
При этом не было предоставлено никаких объяснений тому, каким образом салоны красоты противоречат исламу.
«В этом есть много подводных камней», считает Маджид, бывший студент из Афганистана, который учился с 1982 по 1987 годы на агронома в Краснодаре. «Еще при американской оккупации салоны красоты подозревались в том, что они скрывают внутри тайные бордели. Но правда ли это? Я не знаю. У нас быстро распространяются слухи, и никто не знает, насколько они достоверны — в Афганистане люди не доверяют никакой официальной информации. Однако Талибан* не может проверить, что происходит в комнатах салонов — поскольку услуги предоставляются только женщинам, вход мужчинам категорически запрещен. Они могли придумать всевозможные вещи: от проституции до встреч шпионов. Решать, расследовать и узнавать правду — это не способ действия талибов*. Поэтому, когда возникает какая-либо проблема, им проще просто навсегда закрыть заведение и не беспокоиться».
Салоны могут уйти в подполье
Тем не менее, Саида полагает, что салоны красоты будут продолжать свою работу, но они перейдут в подполье — у афганской индустрии красоты нет другого выбора. «Мой муж получает всего 50 долларов в месяц», говорит она с гневом. «А теперь еще и мой бизнес закрыли! Они лишили нас денег, совершенно обокрали!» Я вспоминаю, как через 2,5 месяца после прихода талибов* к власти я нелегально покупал в Кабуле водку — она продолжала продаваться у спекулянтов, просто подорожав в три раза.
Саида подтверждает мои мысли: афганские женщины будут обслуживаться в домашних условиях, но, конечно, стоимость услуг возрастет из-за риска. «И так уже сложно», жалуется она. «Все приходится покупать за доллары, все нужно привозить из-за границы. Лак для ногтей, сурьма для бровей, румяна, тени для век». В основном афганские салоны красоты посещают невесты и женщины, ведущие активную сексуальную жизнь с мужьями. «Для кого нам нужно краситься и наносить макияж?», продолжает Саида. «Многие женщины носят паранджу. Те, кто не скрывает лица, а носят платок на голове, могут выходить на улицу только в сопровождении мужчины, и для этого не требуется особых усилий. Мы можем выгуливаться только дома, чтобы соблазнять мужей: даже соседям нельзя показывать свою красоту». По словам Саиды, популярными услугами среди состоятельных афганок являются маникюр, педикюр, наращивание ногтей и ресниц.
Дела обстоят иначе
«Я также уверена, что салоны перейдут на работу на дому, в подполье», утверждает афганская журналистка Джамиля Хайдари (ее газету закрыли после прихода к власти талибов*). «Возможно, талибы* начнут отслеживать, если какое-то жилище посещает больше женщин, чем обычно. С другой стороны, неясно, как они смогут это сделать, поскольку посторонним мужчинам запрещено входить в женскую половину жилья, а девушки не служат в Талибане*. Поэтому я полагаю, что в дальнейшем макияж, парикмахерские услуги и маникюр будут предоставляться полностью в домашних условиях, и талибы* не смогут помешать этому.
Что касается причин запрета на эпиляцию или нанесение макияжа, я серьезно теряюсь в догадках. Талибан* не дает комментариев на эту тему, и среди афганцев есть разные мнения. Кто-то считает, что они борются с проституцией, кто-то видит в удалении волос крамолу, а кто-то уверен, что талибам* проще запретить то, что они не могут контролировать. Все версии могут быть правдой».
Журналисты обратились за комментариями в Министерство иностранных дел Исламского Эмирата Афганистана (новое название афганского государства при талибах*). Им сказали, что не видят проблем в этом вопросе. «Возможно, все салоны в конечном итоге снова откроются», заявил представитель талибов* «Просто нужно систематизировать их работу, проверить лицензии и уплату налогов.
Не стоит делать широкие выводы из произошедшего. Сейчас в Афганистане власть народа, и мы делаем то, что народ хочет. К сожалению, информация из Кабула часто искажается, попадая в мировые агентства. Мы приглашаем всех приехать в нашу страну и убедиться, что ситуация не такая, как ее представляют». Афганский дипломат и представитель талибов* в посольстве Афганистана в Москве Хафиз Ясир сообщил, что не знает причин закрытия салонов красоты. В общем, на данном этапе трудно понять, что именно происходит. Однако ясно, что афганским женщинам придется нелегально пользоваться услугами косметологов и платить за них гораздо больше, подобно тому, как любители выпить покупают водку на черном рынке Кабула. И, вероятно, им это не понравится.
* — организация, запрещенная на территории РФ.